54. Учимся с «Полярной звездой» (14)

География 9 класс, Алексеев А.И. 2019 год

§ 54. Учимся с «Полярной звездой» (14)


Изучаем свой край

Изучение географии России тесно связано с изучением географии своей республики, области, края. Каждый должен знать родную природу, историю, местные особенности хозяйства, проблемы и возможные пути их решения. В дополнение к учебникам, атласам, другим книгам, которыми вы пользуетесь на уроках, можно добавить и результаты самостоятельной краеведческой деятельности.

Следуя нашим советам и рекомендациям, вы не только лучше узнаете родной край, но, возможно, определитесь в выборе будущей профессии. Исследуя проблемы, используйте комплекс различных методов: наблюдение, сравнение, оценка, анализ карт, цифровых показателей, фактов. Не забывайте про исторический подход, моделирование, прогноз. Вы можете взять один из вопросов и всесторонне исследовать его, а можете рассмотреть и обсудить в группе все задания.

• Выясните, когда впервые появилось упоминание о вашем крае. Как изменились его границы во времени? Попытайтесь изменение границ воссоздать на карте.

• Выясните, как особенности рельефа вашей местности учитывались при выборе места для строительства поселений (городов, сел, деревень). Используйте фотоаппарат, видеокамеру (помните, что зрительная информация не менее важна, чем теоретический материал).

• Какие природные ресурсы имеются в вашей местности (республике, области, крае)?

• Оцените возможности рекреационного использования водных объектов вашей местности (республики, области, края) и предложите пути более эффективного их использования.

• Годы 2005—2015 называют Международным десятилетием «Вода для жизни». Организуйте исследовательскую и практическую работу по изучению и поддержанию чистоты подземных (родники, колодцы) или поверхностных вод вашей местности.

• Какова демографическая ситуация в вашем регионе? Какие миграционные процессы происходят сейчас? Соберите и проанализируйте данные. Сравните с другими районами, сделайте прогноз на 10—25 лет.

• Проведите исследование по оценке населением привлекательности своего места проживания. В основе исследования лежит анкетирование местных жителей и анализ анкет. В анкете могут быть следующие вопросы:

1. Ваш возраст?

2. Вы живете в этом месте постоянно или меняли район проживания?

3. Хотели бы изменить район проживания? Если нет, то почему? Если да, то куда бы вы хотели переехать?

4. Что вас не устраивает в районе проживания?

5. Что бы вы предложили для улучшения условий проживания в вашем регионе? Полученные результаты обсудите в группе.

• Соберите информацию о том, чем интересны города вашей местности для туристов. Составьте рекламные проспекты.

• Оцените экологическое состояние: а) воздуха; б) водных ресурсов; в) растительного и животного мира вашей местности (по выбору). Внесите свои предложения по улучшению их состояния.

• Изучите возможности трудоустройства в вашем городе. Какие профессии наиболее востребованы? Для этого проанализируйте объявления в газетах. Составьте ранжированный ряд, т. е. ряд с последующим убыванием показателя: первых 10—15 наиболее востребованных профессий.

54. Учимся с «Полярной звездой» (14)

Рис. 38. Образец оформления исследовательского маршрута по берегу Волги учениками школы № 3 г. Хвалынска Саратовской области

• Известный ученый, географ и историк Л. Н. Гумилев писал: «Что бы мы знали о прошлых веках, если бы не было ни памятников, увековечивших их в камне и бронзе, ни живописи, фресковой и станковой, ни письменности, повествующей о них в стихах и прозе. Ничего!» А какие памятники природы, истории и культуры сохранились в вашем регионе? Каково их современное состояние? Нанесите их на контурную карту области. Как вы озаглавите карту? Какие чувства испытываете в связи с проблемой их сохранности:

— огорчение, беспокойство из-за невозможности их восстановления;

— надежду, уверенность в возможности их восстановления;

— потребность в выявлении и паспортизации памятников природы, истории и культуры;

— никаких эмоциональных откликов;

— другие чувства?

• Чем отличается специфика сельского хозяйства вашей области (района) от соседних областей?

• Определите, какими видами транспорта осуществляется связь вашего района с другими районами города, с его центром, вашего населенного пункта с районным, областным центром. С этой целью установите: а) какие виды общественного транспорта связывают ваш район с другими районами; б) каковы интервалы движения различных видов транспорта; в) какое время затрачивается на одну поездку; г) можно ли сократить время поездки и за счет чего. Составьте рекомендации для работников транспортной службы.

• Каковы, на ваш взгляд, перспективы развития хозяйства вашей местности (республики, области, края) и какие профессии в связи с этим будут востребованы через 2—3 года, через 5—7 лет, через 10—15 лет?

• Выясните, каковы связи вашей местности (республики, области, края) с другими районами России и государствами.

• Напишите сочинение, что для вас значит родной край, ваша малая родина. Когда впервые вы стали задумываться о вашей связи с родным краем (принадлежности к нему)?

ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНУ: ЭКСПРЕСС-КОНТРОЛЬ

1. Самая большая страна мира по численности населения — это: а) Индия; б) Россия; в) Китай.

2. Какой буквой на карте мира обозначена территория, лежащая в Западном полушарии?

54. Учимся с «Полярной звездой» (14)

3. По карте определите, вблизи какого из перечисленных городов Центральной России работает АЭС: а) Ярославль; б) Рязань; в) Воронеж.

4. В какой день в Южном полушарии продолжительность дня наибольшая в году: а) 22 июня; б) 23 сентября; в) 22 декабря?

5. Христофор Колумб открыл Америку: а) в 1522 г.; б) в 1492 г.; в) в 1519 г.

6. На какой из обозначенных на карте буквами территорий наибольшее среднегодовое количество осадков: а) А; б) Б; в) В; г) Г?

54. Учимся с «Полярной звездой» (14)

7. Гранитный слой присутствует: а) только в океанической земной коре; б) только в материковой земной коре; в) в океанической и в материковой земной коре.

8. С севера на юг протекает река: а) Миссисипи; б) Обь; в) Конго.

9. Наиболее плодородными из перечисленных являются почвы: а) серые лесные; б) дерново-подзолистые; в) бурые.

10. Девственные леса Коми: а) относятся к объектам Всемирного природного наследия; б) лежат к северу от полярного круга; в) расположены в зоне смешанных лесов.

11. Рудные полезные ископаемые чаще приурочены: а) к шельфам морей; б) к межгорным впадинам; в) к щитам древних платформ.

12. Озеро Большое Медвежье находится: а) в Канаде; б) в России; в) в Соединенных Штатах Америки.

13. Тихий океан омывает западное побережье: а) Африки; б) Австралии; в) Южной Америки.

14. Густые колючие кустарниковые заросли, называемые «скрэб», распространены: а) в Австралии; б) в Северной Америке; в) в Южной Европе.

15. Для какой из перечисленных стран важнейшим источником доходов является вывоз нефти: а) для Чили; б) для Сомали; в) для Нигерии?

16. Какая из перечисленных стран является наименее экономически развитой: а) Греция; б) Франция; в) Китай; г) Мали?

17. С каким из перечисленных государств Россия имеет сухопутную границу: а) с Польшей; б) с Молдавией; в) с Туркменией; г) с Узбекистаном?

18. Саяно-Шушенская электростанция — это: а) тепловая; б) гидроэлектростанция; в) атомная; г) приливная.

19. Размещение предприятий машиностроения в наибольшей степени зависит: а) от близости источников сырья; б) от наличия крупных источников энергии; в) от наличия транспортной сети и квалифицированных кадров; г) от благоприятных природных условий.

20. В России по площади посевов первое место принадлежит: а) пшенице; б) ржи; в) ячменю; г) гречихе.

21. В каком из перечисленных экономических районов России добывается больше всего природного газа: а) в Дальневосточном; б) в Уральском; в) в Западно-Сибирском; г) в Центрально-Черноземном?

22. Запасы каких полезных ископаемых имеются на территории Центральной России: а) медные руды; б) природный газ; в) никелевые руды; г) железные руды?

23. Какой из перечисленных городов является крупным центром алюминиевой промышленности: а) Красноярск; б) Норильск; в) Саратов; г) Комсомольск-на-Амуре?

24. Какой из перечисленных городов является крупнейшим по численности населения: а) Иваново; б) Саратов; в) Екатеринбург; г) Липецк?

25. Какие из перечисленных отраслей промышленности наиболее развиты в Поволжье: а) легкая промышленность; б) черная металлургия; в) целлюлозно-бумажная промышленность; г) нефтехимия и машиностроение?

26. В каком из перечисленных регионов России почвы наиболее плодородны: а) Тверская область; б) Тамбовская область; в) Псковская область; г) Архангельская область?

27. Какой из перечисленных городов находится на реке Енисее: а) Новосибирск; б) Красноярск; в) Якутск; г) Хабаровск?

28. Главным районом лесозаготовок в России является: а) Северный Кавказ; б) Урал; в) Европейский Север; г) Поволжье.

29. Где расположена самая низкая точка на территории России: а) на побережье Балтийского моря; б) на Западно-Сибирской равнине; в) на Прикаспийской низменности; г) на побережье Охотского моря?

30. Наибольшее количество АЭС в России построено: а) в Центральной России; б) на Урале; в) в Поволжье; г) в Восточной Сибири.

В качестве ответа запишите букву, цифру, слово или их сочетание.

31. Определите поясное время в Новосибирске, если в Санкт-Петербурге 18 ч.

32. Расположите города в порядке их удаленности от побережья Тихого океана: а) Астана; б) Пекин; в) Улан-Батор.

Запишите получившуюся последовательность букв.

33. Установите соответствие между страной и столицей.

1. Иран.

2. Швеция.

3. Уругвай.

4. Нигерия.

А. Абуджа.

Б. Монтевидео.

В. Тегеран.

Г. Стокгольм.

Запишите соответствующие сочетания цифры и буквы.

34. Установите соответствие между страной и характерной для нее особенностью.

1. Бразилия.

2. Китай.

3. Индия.

4. Италия.

А. Хозяйственная деятельность подчинена ритму муссона.

Б. Первая по численности населения страна мира.

В. Очертания страны на карте напоминают сапог.

Г. Государственным языком является португальский.

Запишите соответствующие сочетания цифры и буквы.

35. В России степи и лесостепи — главный район производства: а) зерна; б) льна; в) подсолнечника; г) целлюлозы; д) картофеля; е) сахарной свеклы.

Буквы, соответствующие верным ответам, запишите в алфавитном порядке.

36. В каких из двух перечисленных регионов России «титульное» население преобладает: а) Мордовия; б) Марий Эл; в) Чувашия; г) Ингушетия; д) Карелия?

Буквы, соответствующие верным ответам, запишите в алфавитном порядке.

37. Установите соответствие между районом России и его специализацией.

1. Европейский Север.

2. Поволжье.

3. Западная Сибирь.

4. Урал.

А. Автомобилестроение.

Б. Добыча нефти и газа.

В. Деревообработка.

Г. Черная металлургия.

Запишите соответствующие сочетания цифры и буквы.

38. Установите соответствие между республикой и ее столицей.

1. Татарстан.

2. Башкортостан.

3. Хакасия.

4. Чувашия.

А. Уфа.

Б. Абакан.

В. Чебоксары.

Г. Казань.

Запишите соответствующие сочетания цифры и буквы.

Подготовьте письменный ответ.

39. Определите район России по его краткому описанию.

Этот регион расположен в европейской части России. Он граничит с несколькими странами Европейского союза. Регион не располагает крупными месторождениями полезных ископаемых. Население и хозяйственная деятельность сконцентрированы в крупном городе, являющемся одновременно морским и речным портом. В этом городе особенно развито судостроение и военные отрасли. Сельское хозяйство специализируется на выращивании картофеля и льна и на разведении молочного скота. Многие города региона имеют древнюю историю.

40. Каковы преимущества и недостатки водного транспорта в России?

41. Охарактеризуйте особенности Московской городской агломерации.

42. Какие природные особенности обусловили положение «полюса холода» в Оймяконе?


Понравилась статья? Поделиться с друзьями: