10 класс История России, Часть 3, Горинов М. М., — М., Просвещение, 2016 г.
§ 50. ЭКОНОМИКА РОССИИ В НАЧАЛЕ XXI в.
Какие изменения произошли в экономике России в 2000—2007 гг.?
1. Переход к политике государственного регулирования рыночного хозяйства. К концу 1990-х гг. сложилась критическая ситуация в экономике России. Значительная её часть контролировалась олигархическими или откровенно криминальными структурами. Финансовые ресурсы страны были исчерпаны и практически полностью зависели от внешних заимствований. Инфляция в 1999 г. составила 36,5%. На предприятиях задержки с выплатами зарплат достигали двух лет. По отношению к 1991 г. реальные доходы граждан составляли лишь 40 %, пенсии ещё меньше. Почти треть населения имела доходы ниже прожиточного минимума и находилась за чертой бедности.
Всё это вело к нарастанию социальных проблем, коррупции, преступности. Продолжался демографический кризис: ежегодно численность населения страны уменьшалась почти на миллион человек.
Руководство России видело одним из главных направлений своей деятельности переход к политике государственного регулирования рыночного хозяйства. Государство ввело своих представителей в советы директоров крупнейших монополий, заметно влияло на проводимую ими политику.
Начались структурные изменения в промышленности. В их основе лежала идея создания крупных корпораций, которые должны были стать форвардами отечественной экономики и успешно конкурировать на мировом рынке. Крупнейшими среди них стали добывающие государственные корпорации «Газпром», «Роснефть», а также «Российские железные дороги» и др. Позже прошли слияния предприятий автомобилестроительной, авиационной, оборонной промышленности. Появились Российская корпорация нанотехнологий, Объединённая авиастроительная корпорация, Объединённая судостроительная корпорация и др.
Стабильное поступательное развитие экономики России в 2000—2007 гг. сделало возможным переход на долгосрочное планирование её развития. Был принят трёхлетний бюджетный план на 2008—2010 гг. В феврале 2008 г. Президент В. В. Путин поставил задачи развития страны на период 2008—2020 гг.
Планировалось, что темпы роста ВВП будут составлять до 6 % в год, а инфляция сократится наполовину и составит в 2010 г. 5—6 %.
2. Налоговая реформа. В 2000 г. одной из первых была начата налоговая реформа. Смысл её состоял в том, чтобы путём регулирования налоговых ставок заставить работать экономику. Было решено снизить налоговое бремя с предприятий, упростить налогообложение малого бизнеса, повысить роль добывающей промышленности, с опорой на которую в дальнейшем следовало перейти к развитию остальных отраслей экономики. Ставка налога на прибыль предприятия была снижена с 35 до 24 %. Налог добывающих компаний стал зависеть от мировых цен на сырьё. В 2004 г. был отменён налог с продаж.
Важной частью налоговой реформы стало введение единого налога для физических лиц в размере 13 %. Одновременно вместо страховых взносов во внебюджетные фонды ввели единый социальный налог. Эти меры позволили увеличить сбор налогов только за первый год на 26 %.
Важным направлением стала борьба государства за своевременное и полное получение налогов. За уклонение от уплаты налогов был арестован и осуждён глава крупнейшей в России нефтяной компании «ЮКОС» М. Б. Ходорковский.
В результате всех этих мер поступление федеральных налогов и сборов от крупнейших налогоплательщиков выросло более чем вдвое. В короткий срок федеральный бюджет значительно пополнился средствами, ранее скрытыми от государства.
3. Решение проблемы внешнего долга. Значительное укрепление государственного бюджета способствовало решению проблемы внешнего долга. К началу 2000 г. Россия имела государственный долг в размере 132,8 млрд долл. Проценты от пользования внешними кредитами нарастали как снежный ком.
Руководством страны была поставлена задача постепенного сокращения внешнего долга. С 1 января 2000 г. по 1 января 2008 г. он сократился до 44,9 млрд долл. Золотовалютные резервы России увеличились с 12,2 млрд долл, в 1999 г. до 476,3 млрд долл, в 2008 г.
Для решения перспективных задач развития был создан Стабилизационный фонд, позволявший избежать неблагоприятного влияния внешних экономических факторов, связанных с колебанием мировых цен на энергоносители, курсов валют и т. п.
4. Социальное развитие: разработка и реализация приоритетных национальных проектов. С лета 2000 г. наметилась тенденция выхода промышленности и сельского хозяйства России из кризиса. С 2001 г. это проявилось в росте доходов населения, увеличившихся на 6 % впервые после распада СССР. В 2002 г. они выросли на 9 %, в 2003 г. — на 14,5 %, в 2004 г. — на 11 %. Это стало возможным благодаря повышению уровня минимальной оплаты труда, пенсий и социальных выплат. Структурная перестройка экономики, налоговая реформа, а также быстрый рост мировых цен на энергоносители привели к тому, что ВВП впервые за годы реформ начал расти. Этот рост в 2000 г. составил 9 %, в 2001 г. — 5%, в 2002 г. — 4,3%, в 2003 г. — 7,3%, в 2004 г. — 7,1%, в 2005 г. — 6,4%, в 2006 г. — 6,6%, в 2007 г. — 7,8%.
Всё это позволило приступить к разработке и реализации крупнейшей в современной России социальной программы. В сентябре 2005 г. В. В. Путин объявил о разработке и начале реализации четырёх приоритетных национальных проектов: «Здоровье», «Образование», «Доступное и комфортное жильё», «Развитие аграрно-промышленного комплекса».
На развитие этих программ только в 2007 г. было выделено 230 млрд р., в том числе почти половина — на проект «Здоровье». Главный акцент был сделан здесь на профилактике заболеваний и оказании первичной медицинской помощи. Проект «Образование» предусматривал целевую поддержку лучших учителей и педагогических коллективов, информатизацию школ, формирование сети федеральных университетов и бизнес-школ. Проект «Доступное и комфортное жильё» предполагал увеличение жилищного строительства, а также создание специального фонда по реформированию жилищно-коммунального комплекса.
5. Демографическая политика. Одной из самых серьёзных проблем России являлось сокращение населения. В 2002 г. была проведена перепись населения страны. Она отметила убыль населения за 13 лет на 7,5 млн человек. В то же время население увеличилось на 5,5 млн человек в результате миграции. Численность русских в структуре населения составляла около 80 %.
Начиная с 2000 г. были приняты специальные программы. Для снижения смертности особой статьёй в расходах на здравоохранение выделено финансирование массового медицинского обследования населения, оказание первой помощи, проведение вакцинации и других профилактических мер.
Для стимулирования роста рождаемости с 2007 г. неработающие женщины стали получать пособие по уходу за ребёнком в возрасте до полутора лет. При этом после рождения второго ребёнка сумма выплаты увеличивалась вдвое по сравнению с выплатой на первенца. Работающим мамам начали выплачивать пособие в размере 40 % от заработка. За рождение второго ребёнка была предусмотрена выплата материнского (семейного) капитала в размере 250 тыс. р., который можно тратить на обучение ребёнка, приобретение жилья и т. д. Позже размер материнского капитала был увеличен.
Результатом принятых мер стало то, что в 2007 г. рождаемость составила 1,6 млн человек (при смертности 2,08 млн человек).
6. Итоги социально-экономического развития страны. За период 2000—2008 гг. экономика России продемонстрировала темпы роста, которых страна не знала последние 30 лет. В среднем они составляли более 7 % в год. Втрое за эти годы сократилась инфляция.
Был значительно сокращён внешний долг. В короткий срок золотовалютные резервы России выросли в 40 раз, была решена проблема внешней задолженности, создан Стабилизационный фонд.
Успехи в развитии экономики использовались для реализации национальных проектов в социальной сфере. Здравоохранение, образование, жилищное строительство получили новые стимулы к развитию. Началось решение важнейшей для страны демографической проблемы.
Вместе с тем проблем в развитии экономики страны оставалось немало. Главной из них было сохранение приоритета топливно-энергетической, сырьевой сферы. Высоким оставался уровень инфляции. Укрепление позиций рубля вело к росту импортных поставок, что пагубно влияло на состояние отечественного производства. Особенно это заметно было в автомобиле-, авиа-, приборо- и судостроении, химической и пищевой промышленности, сельском хозяйстве.
Становилось всё более очевидно, что решить стоящие перед страной задачи можно только на путях инновационного развития.
ПОДВЕДЁМ ИТОГИ
Российская экономика, несмотря на сложности и проблемы в развитии, продемонстрировала самые высокие за тридцать лет темпы роста. Это создавало предпосылки для перехода России к инновационному развитию.
Вопросы и задания для работы с текстом параграфа
1. Оцените состояние экономики России к концу 1990-х гг.
2. Какие направления экономической политики в 2000—2007 гг. вы считаете приоритетными? Почему?
3. Каким образом налоговая реформа повлияла на устойчивое развитие экономики?
4. Перечислите приоритетные национальные проекты развития России.
5. Почему большое внимание было уделено демографической политике?
6. Назовите итоги социально-экономического развития страны в 2000—2008 гг.
Думаем, сравниваем, размышляем
1. В чём заключалась политика государственного регулирования рыночного хозяйства?
2. Каким образом решалась проблема внешнего долга? С какой целью был создан Стабилизационный фонд?
3. Почему реализация социальной программы была жизненно необходима для экономического, политического и духовного возрождения России?
4. Какие проблемы в области экономики оставались нерешёнными к 2000 г.? Возможно ли было их решение традиционными способами? Свой ответ аргументируйте.
§49. Политическая жизнь России в начале XXI в.
§50. Экономика России в начале XXI в.
§51. Повседневная и духовная жизнь