География 9 класс Алексеев

ГДЗ по географии 9 класс. Алексеев. Районирование России

ГДЗ по Географии 9 класс, автор Алексеев А.И. «Просвещение», 2019 г

§ 2. Районирование России


Задание на стр. 9 (Анализируем диаграмму) Задание: посчитайте душевое (на одного жителя) производство промышленной и сельскохозяйственной продукции по районам. Объясните полученные результаты.

Ответ

Объяснение результатов:

В Западной Сибири самое высокое душевое производство промышленной продукции (184,132 тыс. руб./чел.); на втором месте Европейский Север (127,451 тыс. руб./чел.); на третьем месте Урал (114,427 тыс. руб./чел.). Самый низкий показатель душевого производства промышленной продукции на Северном Кавказе – всего лишь 29,412 тыс. руб./чел. В то же время на Северном Кавказе один из самых высоких показателей производства сельскохозяйственной продукции на душу населения: 14,705 тыс. руб./чел. – второе место в рейтинге экономических районов. Больше всех показатель производства сельскохозяйственной продукции в Центрально-Черноземном районе, что объясняется высоким уровнем плодородия почв. На третьем месте – Волго-Вятский район (12,821 тыс. руб./чел.). Самый низкий показатель душевого производства сельскохозяйственной продукции в Северо-Западном районе (5,814 тыс. руб./чел.).

1. Найдите на карте (см. Приложение, с. 234) районы России, которые мы будем изучать.

Ответ

ЗАДАНИЕ ВЫПОЛНЯЕТСЯ УЧЕНИКОМ САМОСТОЯТЕЛЬНО

2. Какие подходы к районированию России существовали в прошлом, что бралось за основу районирования?

Ответ

Первые опыты районирования нашей страны базировались на природной зональности (считалось, что районы должны быть однородными). В начале XIX в., когда появились первые опыты районирования России, речь шла только о ее европейской части, где было сосредоточено почти все население империи, а та часть, что за Уралом, в лучшем случае рассматривалась в целом как «колонизуемая территория».

Обычно выделяли Крайний Север Европейской России, лесную, степную и пустынную зоны, на крайнем юге – Кавказские горы. Поскольку резко преобладала аграрная экономика, то такое районирование было как природным, так и экономическим.

П. П. Семенов-Тян-Шанский выделил почти те же районы, которые мы используем и сейчас: с учетом не только однородности (природы и сельского хозяйства), но и экономических связей.

В советский период значение районирования страны возросло: оно использовалось не только для исследовательских и учебных целей, но и для планирования развития хозяйства. С учетом границ экономических районов строились грандиозные пятилетние планы. Отдельно выделяли крупные природные регионы — территории, заметно различающиеся между собой по рельефу, климату и типу природных комплексов в целом.

3. С какой целью производят районирование страны?

Ответ

Основной целью районирования страны является выявление своеобразных территориальных образований и их границ в пространстве.

4. Закончите предложение. Основные функции районирования: …

Ответ

1) упорядочение информации о территории;

2) синтез информации для выработки целостного представления о районе и принятия решений;

3) создание «образа района».

5. Заполните пропуски в предложениях. Я живу в … федеральном округе. В Российской Федерации … равноправных субъекта Федерации: … республика, … краев, … областей, … города федерального значения — это …….; … автономная область, … автономных округа.

Ответ

Я живу в … (ЗАПОЛНЯЕТСЯ УЧЕНИКОМ САМОСТОЯТЕЛЬНО) федеральном округе. В Российской Федерации 85 равноправных субъектов Федерации: 22 республики, 9 краев, 46 областей, 3 города федерального значения — это Москва, Санкт-Петербург, Севастополь; 1 автономная область, 4 автономных округа.

6. По какому плану изучается географический район? Понятно ли вам, что входит в каждый пункт плана?

Ответ

1. Состав района

2. Географическое положение района

3. Природа района и природные предпосылки его развития

4. История заселения и освоения территории.

5. Население.

6. Хозяйственный комплекс района.

7. Территориальная структура расселения и хозяйства района.

8. Культурно-географические особенности района.

9. Основные проблемы района и перспективы его развития.

Да, мне понятно, что входит в каждый пункт плана.

7. Проверьте свое умение быстро показывать на карте административно-территориального деления и физической карте России географические районы.

Ответ

ЗАДАНИЕ ВЫПОЛНЯЕТСЯ НЕПОСРЕДСТВЕННО УЧЕНИКОМ

8. Нанесите на контурную карту: а) природные районы; б) географические районы России.

Ответ

ЗАДАНИЕ ВЫПОЛНЯЕТСЯ НЕПОСРЕДСТВЕННО УЧЕНИКОМ

9. Географические районы существуют реально или это абстрактное понятие? Выскажите свое мнение.

Ответ

Как и любая категория, географический район есть понятие, с одной стороны, абстрактное, с другой стороны, – конкретное. Как понятие абстрактное, «географический район» обладает такими свойствами, как целостность территории, взаимосвязанность компонентов географической оболочки и элементов ландшафта или общественного воспроизводства.

Как понятие конкретное, «географический район» характеризуется наличием реально существующей территории, с конкретными элементами ландшафта, населением, социальной инфраструктурой и т.д.

Таким образом, абстрактность и конкретность сосуществуют в понятии «географический район» одновременно, но в различных ситуациях проявляется в большей степени или то, или другое (в зависимости от характера исследования и хозяйственной практики). Следовательно, понятие «географический район» перетекает из абстрактного в конкретное и наоборот в зависимости от характера человеческой деятельности.

10. Проблемами районирования страны в разное время занимались К. И. Арсеньев, П. П. Семенов-Тян-Шанский, Н. Н. Баранский и др. Выясните, какой вклад в теорию районирования они внесли. Насколько, на ваш взгляд, актуальны их идеи в наши дни?

Ответ

Константин Иванович Арсеньев (1789 – 1865) на основе статистических данных предложил несколько сеток экономического районирования, отражавших уровень развития сельского хозяйства в тех или иных регионах России (в том числе в зависимости от доли свободного труда по отношению к крепостному). Его опыт в этой области был использован многими географами 2-й половины XIX — начала XX века. Написанный Арсеньевым учебник «Краткая всеобщая география» оставался основным учебным пособием по этой дисциплине на протяжении тридцати лет и выдержал 20 переизданий.

Петр Петрович Семенов-Тян-Шанский (1827 – 1914) впервые ввел в практику дробное географическое изучение природы и экономики России. Ученый выделил почти те же районы, которые мы используем и сейчас. В частности, он одним из первых выделил Поволжье как новый район, возникший на основе растущих взаимосвязей территорий вдоль Волги (от Казани до Астрахани) по мере развития пароходства по реке. На северо-западе ученым был выделен особый столичный регион, зона влияния Санкт-Петербурга (тогдашней столицы). Таким образом, районы выделялись уже с учетом не только однородности (природы и сельского хозяйства), но и экономических связей.

Николай Николаевич Баранский (1881 – 1963) – самый крупный и разносторонний советский географ, заложивший основы советской экономической географии, создавший в этой области ведущую в нашей стране научную школу. Особое значение имеют идеи Н. Н. Баранского об экономическом районировании как синтетическом учении в экономической и социальной географии, о единстве экономического и социального процессов развития районов, городов, территориальных комплексов.

Н. Н. Баранский первым начал подлинно научную подготовку экономико-географов.

Кроме экономической географии, Н. Н. Баранским была создана как самостоятельная научная дисциплина экономическая картография.

Стоит упомянуть вклады и других ученых в районирование России. И. И. Вильсон в «Объяснении к хозяйственно-статистическому атласу» (1869) выделил 6 погубернских групп: Северную, Прибалтийскую, Западную, Юго-Западную, Центральную, Восточную и Южную. Князь А.И. Васильчиков («Землевладение и земледелие») выделял восемь групп губерний.

Дополнив физико- и экономико-географические факторы историческими и международно-экономическими, Д. И. Менделеев выделял 14 экономических краёв России.


Понравилась статья? Поделиться с друзьями: