ГДЗ по Истории. Истории России. 1914—1945 годы. 10 класс. Мединский. Экономическая политика советской власти. «Военный коммунизм»

История. История России. 1914—1945 годы. 10 класс

ГДЗ по Истории. Истории России. 1914—1945 годы. 10 класс. Мединский.

§ 7. Экономическая политика советской власти. «Военный коммунизм»


Насколько была эффективна экономическая политика большевиков в условиях Гражданской войны?

ГДЗ по Истории. Истории России. 1914—1945 годы. 10 класс. Мединский. Экономическая политика советской власти. «Военный коммунизм»
ГДЗ по Истории. Истории России. 1914—1945 годы. 10 класс. Мединский. Экономическая политика советской власти. «Военный коммунизм»

1. Дайте определение понятия «рабочий контроль». Почему многие предприниматели бросали свои предприятия после его введения?

2. Охарактеризуйте экономическую политику советской власти. Почему большевики после прихода к власти начали проводить национализацию?

1. Выделите основные положения политики «военного коммунизма».

2. Для чего проводилась политика «военного коммунизма»? К каким последствиям она привела?

Члены продотряда изымают скрытый кулаками хлеб

ГДЗ по Истории. Истории России. 1914—1945 годы. 10 класс. Мединский. Экономическая политика советской власти. «Военный коммунизм»

Продразвёрстка не была изобретением большевиков — заготовку продовольствия по «твёрдым (государственным) ценам» пыталось обеспечить царское, а затем и Временное правительство. Но только большевики смогли это сделать путём организации вооружённых продотрядов.

Для чего понадобилось создавать продотряды?

1. Чем была вызвана острая нехватка продовольствия в городах весной 1918 г.? Каким образом большевики попытались решить эту проблему?

2. Насколько политика большевиков по отношению к крестьянству сочеталась с принципами, провозглашёнными в Декрете о земле? К каким последствиям она должна была привести? Свой ответ обоснуйте.


В чём заключался план ГОЭЛРО? Какое значение он имел?

Разработка плана ГОЭЛРО. Второй слева — Г. Кржижановский. 1925 г.

План электрификации страны предусматривал увеличение объёмов вырабатываемой электроэнергии в 4,5 раза по отношению к 1913 г. Однако уже к 1931 г. он был существенно перевыполнен, в стране создана единая энергосистема, а к 1935 г. советская энергетика вышла на третье место в мире (после США и Германии)


Вопросы и задания

1. Рассмотрите размещённую вначале параграфа иллюстрацию. Почему крестьяне поддерживали большевиков? Чем были недовольны?

2. Какие причины вызвали переход к политике «военного коммунизма»? Могла ли быть альтернатива «военному коммунизму»?

3. Каковы были практические результаты политики «военного коммунизма»?

4*. Составьте сложный план (не менее трёх пунктов с детализирующими их подпунктами) по теме «Экономическая политика советской власти в период „военного коммунизма“».

5*. Сравните экономическую политику Временного правительства и большевиков. Есть ли сходство и различия? Чем их можно объяснить?

6. Можно ли найти аналоги «военного коммунизма» в истории зарубежных стран?

7. Используя дополнительные источники информации, подготовьте сообщение (презентацию) о реализации плана ГОЭЛРО на территории вашего региона.


Работаем с ХРОНОЛОГИЕЙ

Расположите в хронологическом порядке следующие события:

1) принятие плана ГОЭЛРО;

2) начало революции в Германии;

3) создание ВСНХ;

4) введение продовольственной развёрстки.


Работаем с ПОНЯТИЯМИ

Раскройте смысл понятия «продразвёрстка». Приведите два исторических факта, конкретизирующих данное понятие применительно к истории России. Приведённые факты не должны содержаться в данном вами определении понятия.


Работаем с ИСТОЧНИКОМ

Прочитайте отрывок из документа и ответьте на вопросы.

Из декрета ВЦИК и СНК 13 мая 1918г.

«…Продовольственная практика предшествующих лет показала, что срыв твёрдых цен на хлеб и отказ от хлебной монополии, облегчив возможность пиршества для кучки… капиталистов, сделал бы хлеб совершенно недоступным для многомиллионной массы трудящихся и подверг бы их неминуемой голодной смерти. <…> Ни один пуд хлеба не должен оставаться в руках держателей, за исключением количества, необходимого для обсеменения их полей и на продовольствие их семей до нового урожая. И это необходимо провести в жизнь немедленно, особенно после оккупации Украины германцами, когда мы вынуждены довольствоваться хлебными ресурсами, которых едва лишь хватает для обсеменения и урезанного продовольствия. <…> Принимая во внимание, что только при строжайшем учёте и равномерном распределении всех хлебных запасов Россия выбьется из продовольственного кризиса, Всероссийский центральный исполнительный комитет постановил:

1. Подтверждая незыблемость хлебной монополии и твёрдых цен, а также необходимость беспощадной борьбы с хлебными спекулянтами-мешочниками, обязать каждого владельца хлеба весь избыток сверх количества, необходимого для обсеменения полей и личного потребления по установленным нормам до нового урожая, заявить к сдаче в недельный срок после объявления этого постановления в каждой волости. <…>

2. Призвать всех трудящихся и неимущих крестьян к немедленному объединению для беспощадной борьбы с кулаками.

3. Объявить всех, имеющих излишек хлеба и не вывозящих его на ссыпные пункты, а также расточающих хлебные запасы… врагами народа, предавать их революционному суду, заключать в тюрьму…

4. В случае обнаружения у кого-либо избытка хлеба, не заявленного к сдаче, согласно пункту 1, хлеб отбирается у него бесплатно, а причитающаяся по твёрдым ценам стоимость незаявленных излишков выплачивается в половинном размере тому лицу, которое укажет на сокрытые излишки, после фактического поступления их на ссыпные пункты, и в половинном размере — сельскому обществу».

1. Что заставило ВЦИК издать данный декрет? К каким последствиям привела его реализация?

2. Как вы считаете, удалось ли большевикам весной 1918г. решить аграрный вопрос? Оправдались ли надежды В. Ленина и его соратников на быстрое преодоление «хозяйственной катастрофы»?

Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа и обоснуйте его 2—3 аргументами.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: