ГДЗ по Истории. Истории России. 1914—1945 годы. 10 класс. Мединский. Экономическое и социальное развитие в годы нэпа

История. История России. 1914—1945 годы. 10 класс

ГДЗ по Истории. Истории России. 1914—1945 годы. 10 класс. Мединский.

§ 14. Экономическое и социальное развитие в годы нэпа

Какие социально-экономические последствия имел нэп?

Чем продналог отличался от продразвёрстки?

Приведите примеры иностранных концессий. В каких отраслях промышленности они использовались?

Почему было важно развивать кооперацию в условиях нэпа?

1. Как проводилась финансовая реформа Г. Сокольникова?

2. Какие последствия она имела?

Какие изменения произошли в социальной сфере с переходом к нэпу?

Вопросы и задания

1. Рассмотрите приведённый в начале параграфа плакат. Какие преимущества продналога на нём отражены?

2. Какие сферы экономики в годы нэпа государство сохранило за собой, в каких допустило частнопредпринимательскую деятельность?

3. Заполните таблицу «Сущность нэпа», отразив в ней основные преобразования в сельском хозяйстве, промышленности и социальной сфере.

4*. Сравните основные черты экономической политики в годы «военного коммунизма» и в годы нэпа. Укажите не менее двух общих характеристик и не менее трёх различий.

5. Переход к нэпу был негативно воспринят многими большевиками. Эту политику даже называли «экономическим Брестом». Как вы понимаете такую характеристику? Почему часть большевиков была недовольна нэпом?

6. Что общего имел нэп с развитием экономики в странах Запада в 1920-е гг.? В чём состояли различия?

7*. Существует точка зрения, что «нэп был отклонением от коммунистического пути развития страны». Опираясь на исторические факты, приведите 2—3 аргумента в поддержку данной точки зрения и столько же опровергающих её. При обосновании тезиса избегайте рассуждений общего характера.

Работаем с ПОНЯТИЯМИ

Раскройте смысл понятия «продналог». Приведите два исторических факта, конкретизирующих данное понятие применительно к истории России. Приведённые факты не должны содержаться в данном вами определении понятия.

Работаем с ИСТОЧНИКОМ

Прочитайте отрывок из документа и ответьте на вопросы.

Из резолюции Х съезда РКП(б) 1921 г.

«1. Для обеспечения правильного и спокойного ведения хозяйства развёрстка, как способ государственных заготовок продовольствия, сырья и фуража, заменяется натуральным налогом.

2. Этот налог должен быть меньше налагавшегося до сих пор путём развёрстки обложения. Сумма налога должна быть исчислена так, чтобы покрыть минимальные необходимые потребности армии, городских рабочих и неземледельческого населения. <…>

3. Налог взимается в виде процентного или долевого отчисления от произведённых в хозяйстве продуктов, исходя из учёта урожая, числа едоков в хозяйстве и фактического наличия скота в нём.

4. Налог должен быть прогрессивным; процент отчисления для хозяйств середняков, маломощных хозяев и для хозяйств городских рабочих должен быть пониженным.

Хозяйства беднейших крестьян могут быть освобождаемы от некоторых, а в исключительных случаях и от всех видов натурального налога.

Старательные хозяева-крестьяне, увеличивающие площади засева в своих хозяйствах, а равно увеличивающие производительность хозяйства в целом, получают льготы по выполнению натурального налога. <…>

7. Ответственность за выполнение налога возлагается на каждого отдельного хозяина, и органам Советской власти поручается налагать взыскания на каждого, кто не выполнил налога. Круговая ответственность отменяется. <…>

8. Все запасы продовольствия, сырья и фуража, остающиеся у земледельцев после выполнения ими налога, находятся в полном их распоряжении и могут быть используемы ими для улучшения и укрепления своего хозяйства, для повышения личного потребления и для обмена на продукты фабрично-заводской и кустарной промышленности и сельскохозяйственного производства».

1. Почему государство пошло на введение продналога?

2. Куда направлялись основные средства от него?

3. Докажите, что продналог был в экономическом смысле явлением прогрессивным.

4. Какие изменения в экономической деятельности крестьян влекло за собой введение продналога?

5. К каким последствиям оно привело?

МНЕНИЕ учЁНОГО

Прочитайте отрывок из работы экономиста А. Зельднера и ответьте на вопросы.

«Нэп неоднозначно воспринимался пролетариатом и крестьянством.

Нарушение ценовой сбалансированности в 1927–1928 гг. привело к введению „заборных книжек“ — карточной системы снабжения рабочих продуктами, и для пролетариата нэп и нэпманы становились причиной ухудшения их материального положения. Нэп явился камнем преткновения на путях к светлому будущему, следовательно, он был обречён. И, наконец, нэп просто было некому защитить».

1. Какие приводятся аргументы, доказывающие, что нэп «был обречён»?

2. Можно ли согласиться с мнением экономиста? Свою точку зрения обоснуйте.

Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа и обоснуйте его 2—3 аргументами.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: