ГДЗ по Истории. Истории России. 1914—1945 годы. 10 класс. Мединский.
§ 4. Российская революция: Февраль 1917 г
Выделите основные причины революции, разделив их на объективные и субъективные.
1. Какую роль сыграли командующие фронтами в отречении Николая II от престола?
2. Представители каких партий вошли в первый состав Временного правительства?
1 марта 1917 г. Петросовет издал «Приказ № 1» по гарнизону Петроградского военного округа, создававший выборные солдатские комитеты. Оружие передавалось в распоряжение солдат. Приказ уравнивал в гражданских правах солдат и офицеров и отменял традиционные формы армейской дисциплины (вставание «во фрунт», обязательное отдание чести вне службы, обращение офицеров к солдатам на «ты»). Временное правительство согласилось с содержанием приказа, и для политического контроля над армией направило в части своих комиссаров. Летом они получили право ареста любого генерала или офицера «для поддержания идей революции и закрепления её основ».
1. Подумайте, к каким последствиям могла привести реализация «Приказа № 1».
Охарактеризуйте роль А. Керенского в событиях 1917г. Керенский Александр Фёдорович (1881—1970)
1. Почему публикация ноты Милюкова спровоцировала политический кризис?
Вопросы и задания
2. Что заставило Николая II отречься от престола? Почему Михаил Александрович отказался занять престол?
6. Составьте хронологическую таблицу основных событий февраля—июля 1917г.
11. Означало ли падение монархии прекращение истории Российского государства? Подумайте.
Работаем с ХРОНОЛОГИЕЙ
Работаем с ПОНЯТИЯМИ
Работаем с ИСТОЧНИКОМ
Прочитайте отрывки из документов и ответьте на вопросы.
Из манифеста Николая II
«В дни великой борьбы с внешним врагом, стремящимся почти три года поработить нашу Родину, Господу Богу угодно было ниспослать России новое тяжкое испытание. Начавшиеся внутренние на родные волнения грозят бедственно отразиться на дальнейшем ведении упорной войны. Судьба России, честь геройской нашей армии, благо народа и всё будущее дорогого нашего Отечества требуют до ведения войны во что бы то ни стало до победного конца. Жестокий враг напрягает последние силы, и уже близок час, когда доблестная армия Наша, совместно со славными Нашими союзниками, сможет окончательно сломить врага. В эти решительные дни в жизни России почли Мы долгом совести облегчить народу Нашему тесное единение и сплочение всех сил народных для скорейшего достижения по беды и, в согласии с Государственною Думою, признали Мы за благо отречься от престола Государства Российского и сложить с Себя верховную власть. Не желая расстаться с любимым сыном Нашим, Мы передаём наследие Наше брату Нашему великому князю Михаилу Александровичу и благословляем Его на вступление на престол Государства Российского. Заповедуем брату Нашему править делами государственными в полном и ненарушимом единении с представителями народа в законодательных учреждениях на тех началах, кои будут ими установлены, принеся в том ненарушимую присягу. Во имя горячо любимой Родины призываем всех верных сынов Отечества к исполнению своего святого долга перед ним повиновением Царю в тяжёлую минуту всенародных испытаний и помочь Ему вместе с представителями народа вывести Государство Российское на путь победы, благоденствия и славы. Да поможет Господь Бог России».
1. Когда был подписан манифест об отречении от престола? Каковы мотивы отречения Николая II?2. Как вы понимаете слова манифеста «о долге совести»? Каким видится царю необходимый в дальнейшем порядок управления страной?
Из протокола допроса А. Колчака (январь 1920 г.)
«Корнилов сказал, что в городе происходит вооружённая демонстрация войск против правительства, что он располагает достаточными силами, чтобы прекратить это выступление, и в случае надобности, если бы произошло вооружённое столкновение, у него есть уверенность в возможности подавления этого движения. Поэтому он просил, чтобы правительство санкционировало это и дало возможность немедленно начать действовать. Это послужило поводом к обмену мнениями и дебатам, причём особенно против восставали Львов и Керенский, который заявил: „Наша сила заключается в моральном воздействии, в моральном влиянии, и применить вооружённую силу значило бы вступить на прежний путь насильственной политики, что я считаю невозможным“. На этом заседание закончилось. <…>
За время пребывания в Петрограде я убедился, что это правительство состоит из людей искренних и честных, желающих принести возможную помощь родине. <…> Они искренно хотели спасти положение, но опирались при этом на очень шаткую почву— на какое-то нравственное воздействие на массы, народ, войска. Для меня было также совершенно ясно, что это правительство совершенно бессильно, что единственный орган, который выдвигается и вполне определился,— Совет солдатских и рабочих депутатов — ведёт совершенно открыто разрушительную работу в армии и вообще в отношении вооружённой силы, открыто выставляет лозунги прекращения войны с Германией и т. д. Правительство бороться с ним совершенно бессильно, хотя бы даже оно располагало силами, так как оно принципиально применять эту силу не хочет».
МНЕНИЕ уЧёНОГО
Прочитайте высказывания отечественного и зарубежного историков и ответьте на вопрос.
В. Булдаков: «Русская революция была неотвратима и закономерна в той степени, в которой она была не революцией европейского типа, а традиционным русским бунтом, но уже в масштабе всего государства. Этот всероссийский бунт спровоцировала прежняя общественно-политическая система, оказавшаяся в экстремальной ситуации и не справившаяся с ней».
Э. Карр: «Февральская революция была стихийным взрывом масс, приведённых в отчаяние лишениями военного времени и явным неравенством распределения тягот войны. Революцию приветствовали и использовали широкие слои буржуазии, потерявшие веру в систему правления и особенно в царя».
Согласны ли вы с приведёнными позициями? Свой ответ аргументируйте.