ГДЗ по Истории. Истории России. 1914—1945 годы. 10 класс. Мединский. Российская революция: Февраль 1917 г.

История. История России. 1914—1945 годы. 10 класс

ГДЗ по Истории. Истории России. 1914—1945 годы. 10 класс. Мединский.

§ 4. Российская революция: Февраль 1917 г


Почему Временному революционному правительству России не удалось стабилизировать политическую ситуацию в стране?

Выделите основные причины революции, разделив их на объективные и субъективные.

1. Какую роль сыграли командующие фронтами в отречении Николая II от престола?

2. Представители каких партий вошли в первый состав Временного правительства?


1 марта 1917 г. Петросовет издал «Приказ № 1» по гарнизону Петроградского военного округа, создававший выборные солдатские комитеты. Оружие передавалось в распоряжение солдат. Приказ уравнивал в гражданских правах солдат и офицеров и отменял традиционные формы армейской дисциплины (вставание «во фрунт», обязательное отдание чести вне службы, обращение офицеров к солдатам на «ты»). Временное правительство согласилось с содержанием приказа, и для политического контроля над армией направило в части своих комиссаров. Летом они получили право ареста любого генерала или офицера «для поддержания идей революции и закрепления её основ».

1. Подумайте, к каким последствиям могла привести реализация «Приказа № 1».

2. Охарактеризуйте феномен двоевластия. Каким образом оно должно было сказаться на дальнейшем ходе политических событий?


С помощью дополнительных источников информации выясните, как происходило возвращение лидера большевиков в Россию.

1. Насколько программа, изложенная в «Апрельских тезисах», была реалистична в условиях России того времени? В чём её принципиальное отличие от программы Временного правительства?

2. Привлекая дополнительные источники информации, выясните, как восприняли выдвинутую Лениным программу лидеры других социалистических и демократических партий. Как вы думаете, почему?

Охарактеризуйте роль А. Керенского в событиях 1917г. Керенский Александр Фёдорович (1881—1970)

1. Почему публикация ноты Милюкова спровоцировала политический кризис?

2. Какие последствия имело признание А. Керенским автономии Украинской Центральной рады и её территориальных претензий?

Вопросы и задания

1. Рассмотрите приведённые в начале параграфа фотографии. Представители каких слоёв населения на них изображены? Чем они недовольны?

2. Что заставило Николая II отречься от престола? Почему Михаил Александрович отказался занять престол?

3. Как вы думаете, чем было вызвано решение Временного правительства отложить проведение социальных реформ до созыва Революционного Учредительного собрания? Какие последствия оно имело?

4. Сравните поведение войск во время революции 1905—1907 гг. и в 1917г. Чем можно объяснить изменения, произошедшие в настроениях солдат?

5. Существует мнение, что революции лишь создают условия для преобразования общества, которое происходит не так быстро, как того хотелось бы революционерам. Согласны ли вы с этим утверждением? Свой ответ аргументируйте.

6. Составьте хронологическую таблицу основных событий февраля—июля 1917г.

7*. Существует точка зрения, что «сложившуюся в ходе февральских событий 1917 г. ситуацию можно считать безвластием». Опираясь на исторические факты, приведите 2—3 аргумента в поддержку данной точки зрения и столько же аргументов, её опровергающих.

8. Используя дополнительные источники информации (дневники, воспоминания), подготовьте сообщение (презентацию) о каком-либо участнике Российской революции из вашего региона.

9*. Почему многие политические деятели русской эмиграции оценивали события февраля—марта 1917г. как катастрофу? Какие, на ваш взгляд, варианты развития событий имелись после февраля 1917г.?

10. Сравните начало Февральской революции в России с началом Ноябрьской революции 1918г. в Германии. Что было общего и в чём состояли различия?

11. Означало ли падение монархии прекращение истории Российского государства? Подумайте.

Работаем с ХРОНОЛОГИЕЙ

Расположите в хронологическом порядке следующие события: 1) нота Милюкова; 2) издание «Приказа №1» Петросовета; 3) Синьхайская революция в Китае; 4) отказ от престола Михаила Александровича; 5) вступление Греции вПервую мировую войну на стороне Антанты.

Работаем с ПОНЯТИЯМИ

Раскройте смысл понятия «Временное правительство». Приведите два исторических факта, конкретизирующих данное понятие применительно к истории России. Приведённые факты не должны содержаться в данном вами определении понятия.

Работаем с ИСТОЧНИКОМ

Прочитайте отрывки из документов и ответьте на вопросы.

Из манифеста Николая II

«В дни великой борьбы с внешним врагом, стремящимся почти три года поработить нашу Родину, Господу Богу угодно было ниспослать России новое тяжкое испытание. Начавшиеся внутренние на родные волнения грозят бедственно отразиться на дальнейшем ведении упорной войны. Судьба России, честь геройской нашей армии, благо народа и всё будущее дорогого нашего Отечества требуют до ведения войны во что бы то ни стало до победного конца. Жестокий враг напрягает последние силы, и уже близок час, когда доблестная армия Наша, совместно со славными Нашими союзниками, сможет окончательно сломить врага. В эти решительные дни в жизни России почли Мы долгом совести облегчить народу Нашему тесное единение и сплочение всех сил народных для скорейшего достижения по беды и, в согласии с Государственною Думою, признали Мы за благо отречься от престола Государства Российского и сложить с Себя верховную власть. Не желая расстаться с любимым сыном Нашим, Мы передаём наследие Наше брату Нашему великому князю Михаилу Александровичу и благословляем Его на вступление на престол Государства Российского. Заповедуем брату Нашему править делами государственными в полном и ненарушимом единении с представителями народа в законодательных учреждениях на тех началах, кои будут ими установлены, принеся в том ненарушимую присягу. Во имя горячо любимой Родины призываем всех верных сынов Отечества к исполнению своего святого долга перед ним повиновением Царю в тяжёлую минуту всенародных испытаний и помочь Ему вместе с представителями народа вывести Государство Российское на путь победы, благоденствия и славы. Да поможет Господь Бог России».

1. Когда был подписан манифест об отречении от престола? Каковы мотивы отречения Николая II?2. Как вы понимаете слова манифеста «о долге совести»? Каким видится царю необходимый в дальнейшем порядок управления страной?

Из протокола допроса А. Колчака (январь 1920 г.)

«Корнилов сказал, что в городе происходит вооружённая демонстрация войск против правительства, что он располагает достаточными силами, чтобы прекратить это выступление, и в случае надобности, если бы произошло вооружённое столкновение, у него есть уверенность в возможности подавления этого движения. Поэтому он просил, чтобы правительство санкционировало это и дало возможность немедленно начать действовать. Это послужило поводом к обмену мнениями и дебатам, причём особенно против восставали Львов и Керенский, который заявил: „Наша сила заключается в моральном воздействии, в моральном влиянии, и применить вооружённую силу значило бы вступить на прежний путь насильственной политики, что я считаю невозможным“. На этом заседание закончилось. <…>

За время пребывания в Петрограде я убедился, что это правительство состоит из людей искренних и честных, желающих принести возможную помощь родине. <…> Они искренно хотели спасти положение, но опирались при этом на очень шаткую почву— на какое-то нравственное воздействие на массы, народ, войска. Для меня было также совершенно ясно, что это правительство совершенно бессильно, что единственный орган, который выдвигается и вполне определился,— Совет солдатских и рабочих депутатов — ведёт совершенно открыто разрушительную работу в армии и вообще в отношении вооружённой силы, открыто выставляет лозунги прекращения войны с Германией и т. д. Правительство бороться с ним совершенно бессильно, хотя бы даже оно располагало силами, так как оно принципиально применять эту силу не хочет».

1. О каком событии идёт речь?

2. Как А. Колчак оценивает деятельность Совета солдатских и рабочих депутатов? Что предлагал сделать Л. Корнилов? Как на это отреагировали члены Временного правительства? Почему именно таким образом?

МНЕНИЕ уЧёНОГО

Прочитайте высказывания отечественного и зарубежного историков и ответьте на вопрос.

В. Булдаков: «Русская революция была неотвратима и закономерна в той степени, в которой она была не революцией европейского типа, а традиционным русским бунтом, но уже в масштабе всего государства. Этот всероссийский бунт спровоцировала прежняя общественно-политическая система, оказавшаяся в экстремальной ситуации и не справившаяся с ней».

Э. Карр: «Февральская революция была стихийным взрывом масс, приведённых в отчаяние лишениями военного времени и явным неравенством распределения тягот войны. Революцию приветствовали и использовали широкие слои буржуазии, потерявшие веру в систему правления и особенно в царя».

Согласны ли вы с приведёнными позициями? Свой ответ аргументируйте.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: