ГДЗ по Истории. Истории России. 1914—1945 годы. 10 класс. Мединский. Власть, экономика и общество в годы Первой мировой войны.

История. История России. 1914—1945 годы. 10 класс

ГДЗ по Истории. Истории России. 1914—1945 годы. 10 класс. Мединский.

§ 3. Власть, экономика и общество в годы Первой мировой войны. Нарастание революционных настроений


Почему в годы Первой мировой войны нарастали революционные настроения в российском обществе?

1. Как российское общество относилось к войне в 1914 г.?

2. Приведите примеры гражданско-патриотического поведения россиян в годы войны.

Как вы думаете, на поддержку каких слоёв населения рассчитывало царское правительство, выпуская военные займы?

С помощью каких мероприятий осуществлялся перевод экономики страны на военный лад? Насколько предпринятые меры оказались эффективными?

1. Оцените социально-экономическую ситуацию в стране к концу 1916г. Как затянувшаяся война повлияла на уровень жизни различных слоёв населения? Какие изменения произошли в их настроениях и почему?

2. Почему политическая оппозиция перешла от сотрудничества с властью к жёсткой критике действий правительства? Можно ли охарактеризовать сложившуюся к концу 1916 г. ситуацию как кризис власти? Аргументируйте свой ответ.

3. Кого в годы Первой мировой войны называли «оборонцами», «пацифистами» и «пораженцами»? К кому из них вы могли бы примкнуть и почему?

Вопросы и задания

1. Рассмотрите приведённую в начале параграфа иллюстрацию — картину художника Б. Рыбченкова «1916 год». Что из изображённого на ней свидетельствует об ухудшении жизни народа?

2. В 1915 г. было опубликовано воззвание российских революционеров к рабочим, в котором говорилось: «Если передовые элементы нашего населения откажутся принимать участие в обороне России вплоть до того времени, когда падёт наше нынешнее правительство, то они тем самым отдалят время его падения. <…> Положение таково, что к свободе нам нельзя прийти иначе, как идя по пути национальной самообороны. <…> Поражение России в борьбе с Германией явилось бы также поражением её в борьбе за свободу». Какая позиция по отношению к войне (оборончество, пацифизм, пораженчество) отражена в данном заявлении? Кто из лидеров российских социалистов её отстаивал?

3. В начале Первой мировой войны большинство населения России положительно отнеслось к решению Николая II оказать поддержку Сербии. Почему к концу 1916 г. отношение к войне значительно изменилось? В чём восприятие войны обществом в России совпадало с европейскими общественными настроениями?

4. Сравните ход и характер Русско-японской войны и Первой мировой войны, а также условия (внешнеполитические, внутриполитические и экономические), в которых они проходили. Укажите черты сходства (не менее трёх) и различия (не менее четырёх).

5*. Существует следующая точка зрения: «К концу 1916г. стало очевидным, что Россия исчерпала возможности вести военные действия до победы в Первой мировой войне». Опираясь на исторические факты, приведите 2—3 аргумента в поддержку данной точки зрения и столько же аргументов, направленных против неё.

6. Подготовьте сообщение (презентацию) о положении в одной из отраслей народного хозяйства России в 1914—1916гг. (сельское хозяйство, военная промышленность, лёгкая промышленность, топливная промышленность, железнодорожный транспорт и др.) на территории вашего региона.

7*. Составьте сложный план (не менее трёх пунктов с детализирующими их подпунктами) по теме «Власть и общество в России в 1914—1916гг.».

Работаем с ХРОНОЛОГИЕЙ

Расположите в хронологическом порядке следующие события: 1) речь П. Милюкова на заседании Государственной думы «Глупость или измена?»; 2) образование «Прогрессивного блока»; 3) геноцид армян в Османской империи; 4) создание Всероссийского земского союза; 5) Циммервальдская международная конференция.

Работаем с ПОНЯТИЯМИ

Раскройте смысл понятия «Прогрессивный блок». Приведите два исторических факта, конкретизирующих данное понятие применительно к истории России. Приведённые факты не должны содержаться в данном вами определении понятия.

Работаем с ИСТОЧНИКОМ

Прочитайте отрывок из политической речи и ответьте на вопросы.

Из речи в Государственной думе

«Мы теперь перед новыми трудностями, и трудности эти не менее сложны и серьёзны, не менее глубоки, чем те, перед которыми мы стояли весной прошлого года. Правительству понадобились героические средства для того, чтобы бороться с общим расстройством народного хозяйства. Мы сами те же, что прежде. Мы те же на 27-м месяце войны, какими были на 10-м и какими были на первом, мы по-прежнему стремимся к полной победе, по-прежнему готовы нести необходимые жертвы и по-прежнему хотим поддерживать национальное единение, но я скажу открыто: есть разница в положении.

Мы потеряли веру в то, что эта власть может нас привести к победе (голоса: «Верно!»), ибо по отношению к этой власти и попытки исправления, и попытки улучшения, которые мы тут предпринимали, не оказались удачными.

<…> Когда вы целый год ждёте выступления Румынии, настаиваете на этом выступлении, а в решительную минуту у вас не оказывается ни войск, ни возможности быстро подвозить их по единственной узкоколейной дороге, и, таким образом, вы ещё раз упускаете благо приятный момент нанести решительный удар на Балканах, как вы назовёте это — глупостью или изменой? (Голоса слева: «Одно и то же!») Когда вопреки нашим неоднократным настаиваниям… намеренно тормозится дело, и попытка умного и честного министра решить, хотя бы в последнюю минуту, вопрос в благоприятном смысле кон чается уходом этого министра и новой отсрочкой, а враг наш, наконец, пользуется нашим промедлением,— это глупость или измена? (Голоса слева: «Измена!») Выбирайте любое— последствия те же».

1. Кто и когда произнёс данную речь? Как на неё отреагировали власти?

2. Какие проблемы подняты выступающим? Согласны ли вы с ним? Своё мнение аргументируйте.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: