ГДЗ по Истории. Истории России. 1914—1945 годы. 10 класс. Мединский. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ГЛАВЕ 2

История. История России. 1914—1945 годы. 10 класс

1. Рассмотрите иллюстрацию в начале главы. Объясните символику герба СССР.

2. Сравните замысел, проведение и результаты политики «военного коммунизма» и новой экономической политики. Укажите не менее трёх общих характеристик и не менее трёх различий.

3*. Существует следующая точка зрения: «К концу 1920-х гг. нэп изжил себя». Используя исторические знания, приведите 2—3 аргумента, подтверждающих данную точку зрения, и 2—3 аргумента, опровергающих её.

4. Сравните экономическую политику Советского государства в период нэпа и в 1929—1933гг. Укажите не менее двух общих характеристик и не менее трёх различий.

5*. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Экономическое развитие СССР в 1930-х гг.». Составьте сложный план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.

6. Определите итоги социально-экономического развития страны в 1930-е гг.

7. Расшифруйте аббревиатуры 1920—1930-хгг.: ВКП(б), ВЛКСМ, ОГПУ, НКВД, ГУЛАГ, МТС, ОСОАВИАХИМ, РАПП.

8. Составьте таблицу, в которой укажите имена перечисленных ниже политических деятелей, занимавших различные государственные и партийные должности в 1920—1930-е гг. и упомянутых в тексте главы. (В работе можно использовать дополнительно интернет-ресурсы.)

Политический деятель Должность В какие годы занимал эту должность

Политические деятели: Л. Берия, Н. Бухарин, К. Ворошилов, Н. Ежов, Г. Зиновьев, М. Калинин, С. Киров, М. Литвинов, А. Луначарский, В. Молотов, А. Рыков, Г. Сокольников, И. Сталин, Л. Троцкий, Г. Чичерин.

9. Проведите дискуссию в классе, обсудив вопрос: «Существовала ли альтернатива политике индустриализации и коллективизации в СССР в 1930-е гг.? Если да, то какая?»

10. Составьте синхронистическую таблицу основных событий внешней политики в России и мире в 1920—1930-е гг. Используйте материал из курса всеобщей истории.

11. Сравните политику партии и государства в сфере культуры в 1920-е и 1930-е гг. Выделите черты сходства и различия.

12. В чём заключалась суть художественного метода социалистического реализма? Каковы его характерные черты? Каково было воздействие этого метода на развитие советского искусства?

13. Охарактеризуйте динамику развития советско-германских отношений в 1920—1930-е гг. Каковы причины сближения СССР и Германии в 1939 г.?

14. Сделайте вывод о готовности СССР к лету 1941 г. отразить агрессию Германии. Докажите его с помощью фактов (приведите не менее трёх фактов).

15*. Выясните, какие события 1920—1930-х гг. связаны с историей вашего края. Подготовьте сообщение (презентацию) об одном из таких событий.

16. Используя дополнительные источники информации, подготовьте сообщение о повседневной жизни в 1930-е гг. на примере вашего региона.

Сформулируйте ответ на главный вопрос главы. Изложите его в форме небольшого сочинения рассуждения.

ТЕМЫ ПРОЕКТОВ

1. Повседневная жизнь советских людей 1920—1930-х гг. на страницах художественной литературы.

2. Трудовые отношения в СССР в период индустриализации и коллективизации.

3. Причины, последствия и оценка установления однопартийной диктатуры (или единовластия И. Сталина).

4. Модернизация СССР: цена достижений.

5. Семейная хроника: жизнь моих предков в1920—1930-е гг.

6. Внешняя политика СССР накануне Великой Отечественной войны.

РЕСУРСЫ К ГЛАВЕ

Прочитайте отрывок из воспоминаний Н. Валентинова о В. Ленине и ответьте на вопросы.

«В 1921 г. Свидерский занимал большой пост в Комиссариате продовольствия, потом был заместителем народного комиссара земледелия. На партийной конференции в мае 1921г. он выступал с одобренным Лениным докладом о проведении продовольственного налога, то есть одной из важнейших частей новой экономической политики. Когда я указал ему, что у меня такое впечатление, что в партии не все охотно идут за Лениным, Свидерский стал объяснять, что, в сущности, дело обстоит много хуже, ибо мало кто с Лениным согласен…

[Ленин] стучал кулаком по столу, кричал, что ему надоело дискутировать с людьми, которые никак не желают выйти ни из психологии подполья, ни из младенческого непонимания такого серьёзного вопроса, что без нэпа неминуем разрыв с крестьянством. Угрозой отставки Ленин так всех напугал, что сразу сломил выражавшееся многими несогласие. Например, Бухарин, резко возражавший Ленину, в 24 минуты из противника превратился в такого страстного защитника нэпа, что Ленин принуждён был его сдерживать».

1. Почему В. Ленин настаивал на переходе к новой экономической политике? Кто его поддерживал?

2. Как относилось большинство членов партии к нэпу в 1921 г.? Объясните почему.

3. Каковы основные черты нэпа? Каковы были результаты?


2. Прочитайте отрывок из письма И. Сталина и ответьте на вопросы.

«22 сентября 1922 г. Тов. Ленин! Мы пришли к такому положению, когда существующий порядок отношений между центром и окраинами, т. е. отсутствие всякого порядка и полный хаос, становятся нестерпимыми, создают конфликты, обиды и раздражение, превращают в фикцию т. н. единое федеративное народное хозяйство, тормозят и парализуют всякую хозяйственную деятельность в общероссийском масштабе. Одно из двух: либо действительная независимость и тогда — невмешательство центра, свой НКИД, свой Внешторг, свой Концессионный комитет, свои железные дороги, причём вопросы общие решаются в порядке переговоров равного с равным, по соглашению, а постановления ВЦИК, СНК и СТО РСФСР необязательны для независимых республик, либо действительное объединение советских республик водно хозяйственное целое с формальным распространением власти СНК, СТО и ВЦИК РСФСР на СНК, ЦИК и экономсоветы независимых республик, т. е. замена фиктивной независимости действительной внутренней автономией республик в смысле языка, культуры, юстиции, внудел, земледелия и прочее.

Следует иметь в виду, что:

<…> 3. За четыре года гражданской войны, когда мы ввиду интервенции вынуждены были демонстрировать либерализм Москвы в национальном вопросе, мы успели воспитать среди коммунистов, помимо своей воли, настоящих и последовательных социал-независимцев, требующих настоящей независимости во всех смыслах и расценивающих вмешательство Цека РКП, как обман и лицемерие со стороны Москвы.

Мы переживаем такую полосу развития, когда форма, закон, конституция не могут быть игнорированы, когда молодое поколение коммунистов на окраинах игру в независимость отказывается понимать как игру, упорно принимая слова о независимости за чистую монету и также упорно требуя от нас проведения в жизнь буквы конституции независимых республик.

Если мы теперь же не постараемся приспособить форму взаимоотношений между центром и окраинами к фактическому взаимоотношению, в силу которых окраины во всём основном безусловно должны подчиняться центру, т. е. если мы теперь же не заменим формальную (фиктивную) независимость формальной же (и вместе с тем реальной) автономией, то через год будет несравненно труднее отстоять фактическое единство советских республик».

1. Что заставило И. Сталина написать письмо на имя В. Ленина?

2. Как Сталин предлагал решать проблемы в отношениях между центром и окраинами?

3. Какую позицию занимал Ленин? Чья точка зрения возобладала?


3. Прочитайте отрывок из постановления Пленума ЦК ВКП(б) о группе Бухарина и ответьте на вопросы.

«2) Бухарин, Рыков и Томский, вынужденные теперь — после позорного провала всех своих предсказаний — признать бесспорные успехи партии и лицемерно декларирующие в своём заявлении о „снятии разногласий“, в то же время отказываются признать ошибочность своих взглядов, изложенных в их платформах от 30 января и 9 февраля 1929г. и осуждённых… „как несовместимые с генеральной линией партии“.

3) Бросая демагогические обвинения партии в недовыполнении плана в области зарплаты и сельского хозяйства и утверждая, что „чрезвычайные меры“ толкнули середнячество в сторону кулака, лидеры правых уклонистов (т. т. Бухарин, Рыков и Томский) подготовляют тем самым новую атаку на партию и её ЦК… Исходя из этих фактов, Пленум ЦК вынужден квалифицировать новый документ т. т. Бухарина, Рыкова и Томского от 12 ноября 1929 г. как документ фракционный, как фракционный манёвр политических банкротов, аналогичный „отступательным“ манёврам троцкистов, не раз использовавших свои якобы примирительные заявления как метод подготовки новых атак на партию».

1. По каким причинам происходила борьба в руководстве ВКП(б) в 1928—1929гг.?

2. В чём заключалась позиция лидеров «правого уклона»? Почему группа Бухарина не признавала ошибочность своей позиции до ноября 1929 г.?

3. Что заставило Бухарина, Рыкова и Томского признать свои ошибки в ноябре 1929 г.?

4. В чём заключаются последствия победы Сталина и его сторонников над «правым уклоном»?


4. Прочитайте отрывки из воспоминаний рабочих в 1930-е гг. и ответьте на вопросы.

А) «Я назначил свидание себе с ударницей… Работает она на производстве 16 лет, и вот трудно другим, которые пришли с биржи, за ней тянуться. А другие работницы на этой работе зарабатывают рубль с четвертью. А вот она зарабатывает 140—160 в месяц».

Б) «Вот у отсталых рабочих, у них взгляды мелкособственные. Все взгляды на то, чтобы сколотить мошну [мошна — мешок для денег], а на остальное ему наплевать. Вот у нас один такой подкулачник. „Я, ребята, за власть“, — а между прочим наутро затевает разговор на разные темы: о китайских событиях, о продовольственных затруднениях, почему раньше было всего вдоволь, а теперь затруднения; начинает доказывать, почему раньше всё было, а теперь всё не хватает. Во время работы дурачит инженера, старается представить перед рабочими его, что он ни черта не знает. Вырабатывает больше нормы, рубль в час. Излишки припрятывает на следующую получку, если работа будет плохая. Сознательно не снижает себе расценков, у него всегда больше, чем у всех».

В) «Я люблю завод. С какой радостью слежу, как растут новые цеха. И работая у станка, я горжусь, что являюсь мелкой гайкой в этом большом механизме. И мне всячески хочется не быть последней гайкой, а хочется лучше работать. Добросовестное отношение к своей работе — это ещё меня мало удовлетворяет, мне хочется, чтобы все рабочие так кипели… чтобы как можно скорей пришло то время, когда завод будет выпускать тысячами машины».

Г) «Страна была охвачена пафосом строительства. Поразителен героизм строителей вгоды первой пятилетки. Тысячи и тысячи людей отдавали революции, социализму все силы и саму жизнь… Сейчас уже трудно представить условия, в которых начинались эти гигантские работы. Ведь механизации не существовало почти никакой. Имелись лишь краны-укосины, бетономешалки и некоторые другие простые устройства. Земляные работы по планировке площадок, рытью котлованов под фундаменты цехов выполнялись артелями грабарей. И вся их техника состояла из телег-грабарок, в которые впрягали лошадей, и обыкновенной совковой лопаты…»

1. Каково было отношение рабочих к труду? Какими мотивами они руководствовались?

2. Насколько материальное поощрение являлось стимулом к труду в 1930-е гг.? Ответ аргументируйте со ссылками на фрагменты из воспоминаний.

3. В каких условиях трудились рабочие в 1930-е гг.? Как эти условия влияли на производительность труда?


5. Прочитайте отрывок из статьи вгазете и ответьте на вопросы.

«Успехи нашей колхозной политики объясняются между прочим тем, что она, эта политика, опирается на добровольность колхозного движения и учёт разнообразия условий в различных районах СССР. Нельзя насаждать колхозы силой. Это было бы глупо и реакционно. Колхозное движение должно опираться на активную поддержку со стороны основных масс крестьянства… Известно, что в ряде районов СССР, где борьба за существование колхозов далеко ещё не закончена и где артели ещё не закреплены, имеются попытки выскочить из рамок артели и перепрыгнуть сразу к сельскохозяйственной коммуне. Артель ещё не закреплена, а они уже „обобществляют“ жилые постройки, мелкий скот, домашнюю птицу, причём „обобществление“ это вырождается в бумажно-бюрократическое декретирование, ибо нет ещё налицо условий, делающих необходимым такое обобществление».

1. Как называется данная статья? Кто её автор? Где и когда она была опубликована?

2. С какими трудностями столкнулась коллективизация советской деревни?

3. К каким последствиям привела публикация данной статьи?


6. Прочитайте приведённые ниже отрывки из исторических источников и выполните задания.

А) «Успехи, достигнутые в машиностроительной промышленности, не подлежат никаким сомнениям. Восхваления этих успехов в печати и в речах отнюдь не являются необоснованными. Не надо забывать, что прежде Россия производила только самые простые машины и орудия. Правда, и теперь абсолютные цифры ввоза машин и инструментов увеличиваются; но пропорциональная доля импортированных машин по сравнению с теми, которые были произведены в Советском Союзе, непрерывно уменьшается. СССР в настоящее время производит всё оборудование, необходимое для своей металлургической и электрической промышленности». (Из английской газеты «Файнэншл таймс», 1932)

Б) «Четыре года пятилетнего плана принесли с собой поистине замеча-

тельные достижения. Советский Союз работал с интенсивностью военно-

го времени над созидательной задачей построения основной жизни. Лицо

страны меняется буквально до неузнаваемости… Это верно относительно

Москвы с её сотнями заново асфальтированных улиц и скверов, новых зда-

ний, с новыми пригородами и кордоном новых фабрик на её окраинах. Это

верно и относительно менее значительных городов. Новые города возник-

ли встепях и пустынях, по меньшей мере 50 городов с населением от 50 до

250 тыс. человек. Все они возникли в последние четыре года, каждый из

них является центром нового предприятия или ряда предприятий, постро-

енных для разработки отечественных ресурсов. Сотни новых райэлектро-

станций и целый ряд гигантов, подобно Днепрострою, постоянно вопло-

щают в жизнь формулу Ленина: „Социализм есть советская власть плюс

электрификация“». (Из американского журнала «Нейшн», 1932)

В) «За два дня довелось увидеть море человеческих страданий. Поду-

мать только: семью срывают с насиженного места и, не позволив даже

взять вещи, гонят в неведомые края… Ладно ещё, когда попадают под-

линные кулаки, противники советской власти, но ведь в этой суматохе

достаётся и середнякам. Поступают и поступают новые партии раскула-

ченных из разных сельсоветов. Кругом стон и плач. Кричат навзрыд, как

по покойнику. Выселяемых провожают родные, обступили дом, тоже пла-

чут. Страшно, тягостно!.. Я лично этому делу не сочувствовал. Кулаки

кулаками — алюди всё-таки людьми. И такое издевательство совершен-

но ни к чему». (Из дневника курского учителя Ф. Покровского, 1930)

1. Какими были результаты первой пятилетки? Каким образом индустриализа-

ция была связана с коллективизацией? 2. Как проводилось раскулачивание?

Против кого оно было направлено? 3. Допускались ли перегибы при раскула-

чивании? Какие последствия для развития сельского хозяйства это имело?

7

Прочитайте отрывок из дневника работника МГК ВКП(б) А. Соловьёва

и ответьте на вопросы.

«19 декабря 1929г. Бауман информировал о подготовке празднования

50-летнего юбилея т. Сталина. Празднование намечено широко по всей

стране: приветствия, собрания. Митинги, популяризация… Решили при-

своить имя Сталина Бобриковской электростанции, строящейся вТуль-

ском округе, и создать денежный фонд т. Сталина для детей, обучающих-

ся ввузах и втузах.

21 декабря. Все газеты впервые опубликовали портреты т. Сталина

и многочисленные статьи. В них т. Сталин именуется вождём мирового

пролетариата. Отмечаются его колоссальные заслуги вразгроме троцкиз-

ма, правого оппортунизма, развёртывании индустриализации и коллек-

тивизации и колоссальная роль всоздании партии и победе социалисти-

ческой революции. Очень высокая оценка. Такой не бывало.

22 декабря. Продолжается возвеличивание т. Сталина. Вышла брошю-

ра под названием „Товарищ Сталин“. В ней 270 страниц. На 13 страницах

помещён перечень приветствий… не менее 700 приветствий… Кричащие

лозунги: …„Вождю революционной мировой партии“ …Напечатаны на

86 страницах восторженные статьи 16 крупнейших руководителей партии

истраны… „Рулевой большевизма“… „Крупнейший теоретик“… „Органи-

затор побед Красной Армии“… Конечно, т. Сталин великий человек. Но не

слишком ли чрезмерны похвалы? Выходит, т. Сталин выше т.Ленина, выше

всей партии? Может быть, я не прав, но чувствуется в этих грандиозных

похвалах некоторая искусственность, не всё искренно. Где скромность,

которую требовал т. Ленин и требует партия в своих решениях? Как мог

допустить т. Сталин такое излишнее восхваление? У меня начинают возни-

кать о нём сомнения, действительно ли он такой великий».

1. О каком явлении идёт речь вдневнике? 2. Почему автор записывал свои

мысли именно вдневник, ане выразил сомнения впечати? 3. Мог ли автор,

на ваш взгляд, сделать подобную запись в1939г.? Свой ответ объясните.

8

Запишите один любой тезис (обобщённое оценочное суждение), содержа-

щий информацию о различиях в развитии советской культуры в 1920-е

и 1930-егг. Приведите два обоснования этого тезиса. Каждое обоснование

должно содержать два исторических факта (по одному для каждого из срав-

ниваемых объектов). При обосновании тезиса избегайте рассуждений обще-

го характера.

Ответ оформите вследующем виде.

Тезис:

Обоснования тезиса:

1)

2)

9

Прочитайте отрывок из постановления СНК СССР и ЦК ВКП(б) 1934 г.

и ответьте на вопросы.

«Совет народных комиссаров Союза ССР и Центральный Комитет

ВКП(б) констатируют, что преподавание истории в школах СССР

поставлено неудовлетворительно. Учебники и само преподавание носят

отвлечённый, схематический характер. Вместо преподавания граждан-

ской истории в живой занимательной форме… учащимся преподносят

абстрактное определение общественно-экономических формаций, под-

меняя таким образом связное изложение гражданской истории отвлечён-

ными социологическими схемами.

Решающим условием прочного усвоения учащимися курса истории

является соблюдение историко-хронологической последовательности

визложении исторических событий с обязательным закреплением впамя-

ти учащихся важных исторических явлений, исторических деятелей, хро-

нологических дат. Только такой курс истории может обеспечить необходи-

мую… доступность, наглядность и конкретность исторического материала,

на основе чего только и возможны правильный разбор и правильное обоб-

щение исторических событий… В соответствии с этим Совет народных

комиссаров Союза ССР и Центральный Комитет ВКП(б) постановляют

подготовить к июню 1935г. следующие новые учебники по истории:

а) история Древнего мира;

б) история Средних веков;

в) Новая история;

г) история СССР;

д) новая история зависимых и колониальных стран».

1. Как изменилось отношение официального руководства в1930-егг. к рос-

сийской истории? 2. Чем было вызвано обращение Сталина и его окружения

к патриотическим идеям?

10

Прочитайте отрывок из воспоминаний К. Симонова «Глазами человека моего

поколения. Размышления об И. Сталине» и ответьте на вопрос.

«То, что происходило, казалось мне справедливым, и я этому сочув-

ствовал. Сочувствовал, находясь ещё на Халхин-Голе и попав неделей

позже, обмундированный по-прежнему ввоенную форму, с Халхин-Гола

в уже освобождённую Западную Белоруссию. Я ездил по ней накануне

выборов вНародное собрание, видел своими глазами народ, действитель-

но освобождённый от ненавистного ему владычества, слышал разговоры,

присутствовал в первый день на заседании Народного собрания. Я был

молод и неопытен, но всё-таки в том, как и чему хлопают люди взале,

ипочему они встают, и какие у них при этом лица, кажется мне, разби-

рался и тогда. Для меня не было вопроса: в Западной Белоруссии, где

я оказался, белорусское население — аего было огромное большинство —

было радо нашему приходу, хотело его.

И разумеется, из головы не выходила ещё и мысль, не чуждая тогда

многим: ну аесли бы мы не сделали своего заявления, не договорились о

демаркационной линии с немцами, не дошли бы до неё, если бы не было

всего этого, очевидно, связанного так или иначе — о чём приходилось

догадываться — с договором о ненападении, то кто бы вступал вэти горо-

да и сёла, кто бы занял всю эту Западную Белоруссию, кто бы подошёл на

шестьдесят километров к Минску, почти к самому Минску? Немцы.

Нет, тогда никаких вопросов такого свойства для меня не было, вмоих

глазах Сталин был прав, что сделал это. А то, что практически ни Англия,

ни Франция, объявив войну немцам, так и не пришли полякам на помощь,

подтверждало для меня то, что писалось обесплодности и неискренности

с их стороны тех военных переговоров о договоре, который мог бы удер-

жать Германию от войны».

Отвечало ли введение советских войск на территории Западной Украины,

Западной Белоруссии, Литвы, Латвии, Эстонии и Молдавии в1939—1940гг.

национально-государственным интересам СССР и интересам народов, насе-

лявших эти территории?

11

1. Рассмотрите иллюстрации и выполните задание. Какие события отражает

каждая из них? 2. Расположите иллюстрации вхронологической последова-

тельности, аргументировав свой вариант.

ГДЗ по Истории. Истории России. 1914—1945 годы. 10 класс. Мединский. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ГЛАВЕ 2

12

Рассмотрите карту и выполните задания.

1) Какой нарком иностранных дел СССР подписал договор о ненапа-

дении с Германией и секретный протокол к нему? В каком году всостав

СССР вошли территории, указанные на карте цифрами?

2) Назовите город, обозначенный на карте цифрой 1. Столицей какой

республики всоставе СССР он стал?

3) Выберите из приведённого списка верные суждения. Объясните

свой выбор.

а) Цифрой 2 на карте обозначена Эстония.

б) Карело-Финская ССР была образована на территории Бессарабии

и Северной Буковины.

в) Великобритания и Франция объявили СССР войну после вхожде-

ния Прибалтики.

г) Территории, обозначенные на карте цифрами 3 и 4, входили всостав

Российской империи.

д) СССР был исключён из Лиги Наций за присоединение территории

Прибалтики.

ГДЗ по Истории. Истории России. 1914—1945 годы. 10 класс. Мединский. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ГЛАВЕ 2

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: