ГДЗ по Истории России. 10 класс Горинов М.
§29. Идеология, наука и культура в послевоенные годы
Какие явления характеризуют духовную жизнь послевоенной страны?
Почему именно гуманитарные науки подвергались гонениям в наибольшей степени?
Вопросы и задания для работы с текстом параграфа
1. Что такое космополитизм? Расскажите о послевоенных идеологических кампаниях.
2. Какие изменения произошли в системе образования в СССР?
3. В чём заключались особенности развития науки в послевоенный период?
4. Охарактеризуйте основные тенденции развития советского искусства в послевоенные годы.
Думаем, сравниваем, размышляем
1. Подтвердите конкретными примерами тезис о том, что сталинское руководство в полной мере осознавало важнейшую роль образования, науки, культуры в решении провозглашаемых задач.
2. Каковы были причины постановлений ЦК ВКП(б) по вопросам культуры, принятых в 1946—1948 гг.?
3. Выскажите своё отношение к словам И. В. Сталина о том, что «у наших интеллигентов среднего уровня недостаточно воспитано чувство советского патриотизма. У них неоправданное преклонение перед заграничной культурой».
4. В 1949 г. оргкомитет совещания по подготовке разгрома квантовой механики и теории относительности провёл 42 заседания. По воспоминаниям И. Н. Головина (заместителя И. В. Курчатова), Л. П. Берия спросил Курчатова: «Правда ли, что теория относительности и квантовая механика — это идеализм?» Курчатов ответил: «Мы делаем атомную бомбу, действие которой основано на теории относительности и квантовой механике. Если от них отказаться, придётся отказаться и от бомбы». Берия доложил Сталину, и тот дал команду не проводить совещания. Что же определяло научную политику в СССР?
5. Напишите эссе, в котором изложите свои впечатления по фильму, созданному в послевоенный период.
6. Подготовьте презентацию на тему «Золотой фонд отечественной культуры: произведения искусства 1946—1953 гг.».