Какие открытия фундаментальных наук в конце XIX — начале XX в. изменили представление о мироздании и были названы «революция в естествознании»?


§ 16. Культура и искусство первой половины XX в. ГДЗ по Всеобщая история 9 класс. Сороко-Цюпа О. С.


1. Какие открытия фундаментальных наук в конце XIX — начале XX в. изменили представление о мироздании и были названы «революция в естествознании»? Что нового было сказано наукой об обществе и человеке в начале XX в.?

Ответ

Открытие элементарных частиц и проникновение в тайны материи уже тогда назвали революцией в естествознании, поскольку они привели к пересмотру прежних представлений о материи и в целом о мироздании.

На смену классической (ньютоновской) научной картине мира пришла новая — она называется неклассической картиной мира. В ней особое место отводится случайности (индетерминизм). Человек представляется песчинкой в случайном мире атомов, и в то же время от позиции человека или его взгляда на мир, оказывается, зависит описание мира. Принцип относительности вводит в картину реальности наблюдателя, человека, субъекта, как говорят философы. Именно относительно наблюдателя или субъекта и происходят все эффекты теории относительности. Картина мира субъективизируется. В этом суть неклассического подхода к объяснению мира. «Природа познавалась как существующая сама по себе, в своих собственных взаимодействиях. Под влиянием теории относительности наметилась тенденция к субъективистским формулировкам» (А. Н. Уайтхед, 1925). От картины мира, где царит окончательная истина, произошел переход к пониманию мира с точки зрения субъекта, будь он наблюдатель в определенной системе отсчета или человек со своим субъективным взглядом на мир. Такой подход к восприятию мира проявился во всех сферах человеческой деятельности — в культуре, науке и т. д. Так поэт, художник эпохи модернизма (1880—1960-е гг.) стремится представить свой личный неповторимый взгляд на мир. В науке проявляется интерес к изучению человека, человеческого сознания и т. д.

Популярны стали произведения сторонников философии жизни А. Шопенгауэра и Ф. Ницше, которые взывали к признанию иррациональных сторон поведения и психики человека. В начале XX в. по-иному были поставлены проблемы изучения человеческого сознания, особенно процессов художественного мышления и творчества, а также общественного поведения личности и масс.

Учение о бессознательных мотивах, влечениях стало не только методом восстановления душевного равновесия пациентов, но и инструментом художественного творчества. Оно легло в основу многих трудов по философии, истории, искусству и литературе.

Не меньшее значение для понимания особенностей художественного творчества и познания имело учение французского философа А. Бергсона о творческой интуиции.

В конце XIX — начале XX в. в странах Европы и США получила развитие социология — наука о различных сторонах развития общества и общественного поведения людей. Широкую известность приобрели труды М. Вебера.