10 класс История России, Часть 2, Горинов М. М., — М., Просвещение, 2016 г.
• Национальный вопрос и национальная политика в послевоенном СССР
Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности
В чём состояли особенности национальной политики СССР в послевоенные годы?
1. Многонациональное государство и национальная политика. Великая Отечественная война показала, насколько большое значение имело единство народов СССР. Советское государство объединяло более ста наций и народностей. В его состав в 1950 г. входили 16 союзных республик, 16 автономных республик, 10 национальных округов, 9 автономных областей. Таким образом, многие советские народы имели свои республики и другие национально-территориальные образования.
Самой крупной республикой, основой Советского Союза, была РСФСР. В 1952 г. в ней проживало около 60% населения страны, в число которых наряду с русским большинством входили представители многих других национальностей. Русский народ, в целом составлявший более половины населения страны, и его культура играли особую роль в развитии союзного государства. Русские занимали ведущие позиции в государственном аппарате, составляли значительную часть квалифицированных кадров. Так, в 1950 г. они составляли более 60% всех научных работников страны. Огромное значение для консолидации СССР как многонационального государства имел русский язык. Он позволял общаться представителям многочисленных народов СССР, выступал как средство культурного взаимообогащения, как объективно необходимый общий язык высшей школы, науки, армии, индустрии. Изучению русского языка начиная со школьного возраста в послевоенные годы уделялось большое внимание. Значительная роль русских в СССР не означала, что все они имели какие-то особые привилегии. Обладая более значительным потенциалом, Россия оказывала помощь многим другим народам СССР, вместе с которыми разделяла все тяготы послевоенного восстановления.
В национальной политике Советского государства в целом, как и в довоенные годы, взаимодействовали две противоречивые тенденции. С одной стороны, продолжалось развитие национальной культуры и укрепление советских республик за счёт выдвижения национальных кадров. С другой — осуществлялись жёсткий контроль и репрессии. Преобладание силовых методов наблюдалось в Латвии, Литве, Эстонии, западных частях Украины, Белоруссии, где власть столкнулась с вооружённым сопротивлением националистов. Основным методом советизации и интеграции этих стран и регионов в состав СССР было уничтожение повстанцев и депортация тех социальных слоёв, которые, по мнению руководства страны, могли поддерживать антиправительственные выступления.

Хлеб. С картины Т. Н. Яблонской. 1949 г.
Почему в национальной политике взаимодействовали противоречивые тенденции?
2. Социально-экономическое и культурное развитие советских республик. В послевоенные годы продолжался заметный рост промышленности всех республик СССР. Отчасти это было связано с эвакуацией предприятий на восток страны в годы войны. Свою роль играла политика целенаправленной индустриализации ранее преимущественно аграрных республик, вошедших в состав СССР. По сравнению со средними по Советскому Союзу показателями особенно быстрыми темпами росла промышленность в Казахстане, Киргизии, Армении, Молдавии, Литве, Латвии и Эстонии. Индустриализация способствовала научно-техническому прогрессу, усилению экономических связей между республиками СССР. Её социальнодемографическими последствиями был рост городского населения и постепенное разрушение традиционного образа жизни, связанного с деревней. Строительство новых предприятий способствовало активным перемещениям населения, что усиливало этническое многообразие советских республик. Нередко эти процессы порождали различные конфликты, вызванные трудностями адаптации приезжих в новой национальной среде.
Большое значение для консолидации союзного государства имела целенаправленная политика развития национальных культур, образования, подготовки и выдвижения национальных кадров. Система высших учебных заведений во многих республиках развивалась опережающими темпами. В Узбекистане, Киргизии и Туркмении количество студентов вузов в 1950 г. увеличилось по сравнению с 1940 г. в 2 раза, в Казахстане и Таджикистане — в 3 раза, в Молдавии — более чем в 3 раза. Кроме того, представители всех народов СССР получали высшее образование в Москве, Ленинграде и других всесоюзных центрах. Продолжалось создание национальных академий наук. В 1945—1951 гг. они были организованы в Казахстане, Азербайджане, Латвии, Эстонии, Туркмении, Таджикистане. В ряде союзных и автономных республик (Киргизии, Молдавии, Якутии, Дагестане и др.) действовали филиалы Академии наук СССР.
Несмотря на постепенное выравнивание социально-экономического положения народов СССР, в их образе жизни сохранялись многочисленные различия, связанные с национальными традициями, религией, а также с уровнем развития промышленности и городов. Например, в республиках Средней Азии вековые устои сталкивались с государственной политикой преодоления «пережитков прошлого». С переменным успехом шла борьба за снятие чадры, вовлечение женщин в общественную деятельность, приобщение их к учёбе, ликвидацию многожёнства. Всё более заметной становилась разница в моделях демографического поведения разных народов СССР. Наблюдался преимущественный рост рождаемости в республиках Средней Азии, Закавказья, Казахстане по сравнению с другими республиками, прежде всего РСФСР. Это способствовало постепенному изменению пропорций национального состава СССР.
3. Религиозные конфессии в СССР. Одной из основ национального развития и самосознания народов СССР была их религиозная жизнь. В послевоенные годы она развивалась в новых условиях. Во время войны государство признало роль религии в консолидации общества и пошло на некоторые уступки верующим. К началу 1948 г. количество православных церквей и молитвенных домов по сравнению с военным периодом возросло примерно на 60%. Увеличивалось количество мечетей. Хотя и в небольших размерах, возобновилось паломничество мусульман из СССР в Мекку (хадж). Наблюдалась активизация религиозной жизни верующих других конфессий. Характерной чертой послевоенного времени было приобщение к религии всё большего количества молодёжи.
Распространение религии беспокоило руководителей Советского государства, которое оставалось атеистическим. Религиозные общины находились под жёстким контролем государственных органов. Многие просьбы верующих об открытии новых храмов отклонялись. Однако попытки вытеснить религию коммунистической идеологией и светскими обрядами не дали желаемого результата. Значительная часть населения страны придерживалась веры предков и традиционных ценностей.
4. Политические кампании против «буржуазного национализма» и «космополитизма». Для укрепления контроля над национальными руководящими кадрами и национальной интеллигенцией использовались идеологические проработки и репрессии. В 1945—1946 гг. казахских историков, писателей и авторов учебников обвинили в том, что они извращают национальную историю, игнорируют развитие классов и классовой борьбы, акцентируют внимание на формировании «традиций борьбы казахов за свою независимость». В 1950 г. историки из Дагестана, Азербайджана, Москвы были подвергнуты критике за идеализацию движения горцев Кавказа под руководством Шамиля. Аналогичные идеологические акции проводились в других союзных и автономных республиках. Как правило, обвинения против национальной интеллигенции были несправедливыми. Во многих случаях реально существовавшие творческие и научные проблемы, требовавшие обсуждения и дискуссий, необоснованно политизировались и объявлялись результатом деятельности «врагов».

В землянке «спецконтингента» на строительстве железной дороги. 1940-е гг.
Несколько иной характер имели преследования интеллигенции еврейской национальности. Они были связаны прежде всего с обострением противостояния с Западом, воплощением которого были США. Ухудшение отношений СССР с Израилем и превращение еврейского государства в союзника США усугубили ситуацию. В начале 1948 г. по приказу Сталина органы госбезопасности убили известного еврейского общественного деятеля и театрального режиссёра С. М. Михоэлса. В конце 1948 г. был распущен советский Еврейский антифашистский комитет, созданный во время войны для международной поддержки СССР. Членов этой организации обвинили в антисоветской деятельности. С 1949 г. началась кампания против так называемого «космополитизма». В последующие годы многие советские евреи подвергались преследованиям и арестам.
Необоснованные репрессии и дискриминация по национальному признаку были особенно опасными для многонационального Советского государства. Они усиливали межнациональные противоречия.
5. Положение выселенных народов. Негативное воздействие на развитие СССР оказывала политика принудительного переселения народов. На 1 января 1953 г. в ссылке в отдалённых районах страны находилось более 2,7 млн человек, большинство которых составляли выселенные народы — немцы, чеченцы, ингуши, карачаевцы, балкарцы, крымские татары, калмыки.
Значительную часть ссыльных составляли также украинцы, латыши, эстонцы, литовцы, молдаване, греки и представители других национальностей. Условия жизни спецпоселенцев были тяжёлыми. Огромное негативное воздействие на положение выселенных народов имело решение, принятое в 1948 г. В нём говорилось, что «переселение в отдалённые районы Советского Союза чеченцев, карачаевцев, ингушей, балкарцев, калмыков, немцев, крымских татар и др. произведено навечно, без права возврата их к прежним местам жительства». За самовольный выезд из мест обязательного поселения устанавливалось наказание на срок до 20 лет. Таким образом, многие сотни тысяч людей и их дети лишались перспектив возвращения в родные места.
Такая политика вела к усилению антиправительственных настроений среди выселенных народов, росла их убеждённость в несправедливости коллективного наказания. Всеобщим было желание ссыльных вернуться на родину. Об этом свидетельствовали не только официальные доклады различных органов власти, но и жалобы самих переселенцев, которые они в большом количестве отправляли в Москву. В местах ссылки нарастали противоречия между ссыльными и коренным населением, которые в ряде случаев перерастали в массовые столкновения.
Вопросы и задания для работы с текстом
1. Сформулируйте и запишите в тетради итоги изучения материала на тему «Национальный вопрос и национальная политика в послевоенном СССР».
2. Раскройте роль русского языка для консолидации СССР как многонационального государства.
3. Дайте характеристику методов национальной политики в послевоенные годы.
4. Какие изменения произошли после окончания Великой Отечественной войны в религиозной жизни страны?
5. Расскажите о положении выселенных, репрессированных народов.
Думаем, сравниваем. размышляем
1. Обсудите с одноклассниками тезис: «Между социалистическими республиками после окончания Великой Отечественной войны сложился новый тип братских межгосударственных отношений».
2. Подготовьте презентацию на тему «Многонациональное государство в советском искусстве».
3. Проанализируйте особенности национальной политики в СССР, опираясь на текст Конституции: «Верховный Совет СССР состоит из двух равноправных палат: Совета Союза и Совета Национальностей (состоят из равного числа депутатов). Совет Союза избирается по избирательным округам с равной численностью населения. Совет Национальностей избирается по норме: 32 депутата от каждой союзной республики, 11 — от каждой автономной республики, 5 — от каждой автономной области и один — от каждого автономного округа».
§29. Идеология, наука и культура в послевоенные годы
• Национальный вопрос и национальная политика в послевоенном СССР
§30. Внешняя политика СССР в условиях начала «холодной войны»