Перемены в духовной сфере жизни в годы перестройки

10 класс История России, Часть 3, Горинов М. М., — М., Просвещение, 2016 г.

§41. Перемены в духовной сфере жизни в годы перестройки


Какова была роль гласности в политике перестройки?

1. Гласность и плюрализм мнений. Если в экономике перестройка началась с постановки задач ускорения, то в духовной и культурной жизни её лейтмотивом стала гласность.

Большая открытость в деятельности высшего руководства проявилась уже в первые месяцы перестройки. Сам термин «гласность» как свидетельство новых подходов к политике впервые прозвучал в выступлении Горбачёва на XXVII съезде КПСС. Он появился тогда, когда реформаторам понадобилось прочнее опереться на общественное мнение. По первоначальному замыслу гласность была не более чем обновлением скомпрометированной официальной идеологии. Её лозунгами стали: «Больше демократии, больше социализма!», «Назад, к Ленину!». Гласность была призвана формировать «социализм с человеческим лицом». Она вовсе не означала свободу слова. Это была полусвобода — разрешение говорить лишь то, что требовалось руководству, и лишь в тех пределах, которые оно допускало.

Как и во времена «оттепели», критика сталинизма использовалась реформаторами для обоснования правильности проводимого курса. Однако вскоре контроль над пропагандой партийным руководством был утрачен.

Важнейшим средством борьбы за умы людей, их нацеливания на перемены стали средства массовой информации. Новые популярные передачи появились на телевидении. Журналисты всё чаще работали в прямом эфире. Открытость и острота принесли симпатии таким передачам, как «Взгляд», «До и после полуночи», «Пятое колесо». Совершенно необычным явлением для страны стали прямые трансляции заседаний XIX партконференции КПСС (1988), съездов народных депутатов СССР, приковывавшие внимание огромного количества людей. Эти трансляции, которые буквально в прямом эфире слушала и обсуждала вся страна, превратились в мощный фактор политизации жизни и подъёма гражданской активности населения.

В сентябре 1986 г. было принято решение прекратить глушить передачи американской радиостанции «Голос Америки» и английской Би-би-си, а осенью 1988 г. в Советском Союзе окончательно перестали глушить зарубежные радиостанции. Провозглашая приоритет общечеловеческих ценностей над классовыми, М. С. Горбачёв положил начало новому этапу духовного развития общества. Стали издаваться новые газеты и журналы, был пересмотрен реестр не подлежащих публикации статистических данных. Для исследователей приоткрылись ранее закрытые архивные и библиотечные фонды. Ураган новой информации очень скоро разрушил систему мифов, на которые опиралась официальная идеология. Процесс размывания коммунистической идеологии шёл и в предшествующие годы, но в условиях гласности эта идеология окончательно лишилась своей главной роли. На этот результат инициаторы перестройки явно не рассчитывали.

К каким социально-экономическим, политическим последствиям вела утрата коммунистической идеологией своего авторитета?

2. Литература. Особый размах гласность приобрела после январского (1987) пленума ЦК КПСС. С конца 1986 — начала 1987 г. стали публиковаться литературные произведения, не допускавшиеся ранее в печать: «Дети Арбата» А. Рыбакова, «Белые одежды» В. Дудинцева, «Зубр» Д. Гранина, «Исчезновение» Ю. Трифонова, «Жизнь и судьба» В. Гроссмана. В них поднимались проблемы судеб интеллигенции, национальных отношений в годы сталинского режима. Были изданы многие находившиеся под запретом работы отечественных литераторов: «Мы» Е. Замятина, «Повесть непогашенной луны» Б. Пильняка, стихи М. Волошина, Н. Гумилёва, романы А. Платонова «Чевенгур», «Котлован», «Ювенильное море», произведения В. Ходасевича, И. Шмелёва, В. Набокова и др.

Вернулись к отечественному читателю труды крупнейших российских философов — Н. Бердяева, В. Соловьёва, П. Сорокина, В. Розанова, В. Лосского и др., раскрывавшие истоки и смысл русского коммунизма, проблемы самобытности российской истории и др.

Были опубликованы работы эмигрантов 1970—1980-х гг. — И. Бродского, А. Галича, В. Некрасова, В. Аксёнова, В. Войновича, Э. Лимонова. Одним из событий литературной жизни стала публикация «Архипелага ГУЛАГ» А. Солженицына.

Перемены в духовной сфере жизни в годы перестройки

АЛЕКСАНДР ИСАЕВИЧ СОЛЖЕНИЦЫН (1918-2008)

Советский и российский писатель, драматург, публицист, поэт, общественный и политический деятель. Лауреат Нобелевской премии по литературе (1970).

В литературных кругах шли горячие дискуссии о направлении и путях дальнейшего развития общества. Критиковали писателей, выступавших за коренные преобразования в стране (Б. Васильев, Г. Бакланов, С. Залыгин, С. Баруздин, А. Рыбаков, А. Приставкин, Д. Гранин). Ещё сильнее критиковали тех, кто выступал за сохранение традиционного пути (Ю. Бондарев, В. Распутин, А. Иванов, А. Проханов и др.).

Значительный вклад в «революцию умов» внесли литературные критики и публицисты. Анализ частных «деформаций социализма», разоблачение сталинизма, исследование «механизма торможения» подводили к мысли, что причина всех неудач — в самой общественной системе.

Были изданы литературные произведения и научные исследования западных авторов, раскрывающие природу так называемого тоталитарного государства: «1984» Дж. Оруэлла, «Большой террор» Р. Конквеста, «Открытое общество и его враги» К. Поппера, «Большевики приходят к власти» А. Рабиновича, «Сталин: путь к власти» Р. Такера, «Бухарин» С. Коэна, «Фашизм» Ж. Желева и др.

3. Кино, театр. Гласность затронула и другие сферы духовной жизни — кинематограф, театр, музыкальное и изобразительное искусство. Летом 1986 г. состоялся съезд Союза кинематографистов СССР, ставший заметным событием в культурной жизни. Во всех творческих союзах произошла смена руководства, было осуждено подавление свободы творчества.

Годы перестройки были отмечены появлением как запрещённых ранее фильмов («Комиссар» А. Аскольдова, «Проверка на дорогах» А. Германа и др.), так и новых произведений антисталинского звучания: «Покаяние», «Завтра была война», «Холодное лето пятьдесят третьего», «Слуга», «Так жить нельзя», «Власть соловецкая» и др.

В ведущих театрах страны были поставлены пьесы М. Шатрова «Брестский мир», «Дальше… Дальше… Дальше…», по-новому трактовавшие события революции и Гражданской войны, выводившие на сцену только что реабилитированных или забытых исторических персонажей.

Именно литература, кинематограф и театр во многом подготовили советское общество к новому этапу реабилитации жертв политических репрессий.

4. Реабилитация. В 1987 г. была создана Комиссия Политбюро по реабилитации жертв политических репрессий. Были реабилитированы и восстановлены в партии Н. Бухарин, А. Рыков, Л. Каменев, Г. Зиновьев, Г. Сокольников и многие другие крупные деятели советской эпохи.

Дайте определение термина «реабилитация».

В 1989 г. были признаны антиконституционными действовавшие в 1930-х — начале 1950-х гг. «тройки» и «особые совещания», их внесудебные решения были отменены, все осуждённые ими лица реабилитированы.

В 1990 г. указом Президента СССР были признаны незаконными репрессии в отношении крестьян в период коллективизации, а также всех других категорий лиц, осуждённых по политическим, социальным, национальным и иным мотивам.

В ноябре 1989 г. Верховный Совет СССР принял декларацию, признавшую незаконными и преступными репрессии против народов, подвергшихся насильственному переселению в годы сталинского режима.

История страны на глазах превращалась в один из важнейших факторов политической жизни.

Важной вехой в развитии демократического процесса стало критическое переосмысливание истории советского периода. Ослабление идеологического контроля позволило вначале публицистам, литераторам, а затем и профессиональным историкам коснуться многих белых пятен отечественной истории. Процесс переосмысливания затронул общественные науки — философию, политэкономию, право.

5. Начало поворота в религиозной политике. 1000-летний юбилей Крещения Руси (1988) стал поворотным пунктом в религиозной политике советского руководства. После встречи Горбачёва с Патриархом Московским и всея Руси Пименом и постоянными членами Священного синода начинается возвращение храмов, открытие новых приходов. В 1988 г. было открыто 809, а в 1989 г. — более 2 тыс. новых приходов РПЦ. Состоявшийся в дни торжеств Поместный собор принял новый устав, канонизировал Дмитрия Донского, Андрея Рублёва, Максима Грека, Ксению Петербургскую, Амвросия Оптинского и др. В считанные дни разошёлся 100-тысячный тираж Библии и 500 тыс. молитвословов.

В июне 1990 г. после смерти патриарха Пимена новым главой Русской православной церкви избирается Алексий II. Свою позицию новый патриарх обозначил так: «Атеизм — это духовный Чернобыль. Государство со своей идеологией слишком вольготно разместилось в жизни человека. Ему придётся потесниться».

У властей наметились изменения и в отношении верующих других религий — мусульман, иудеев, буддистов.

6. Результаты политики гласности. Критика сталинизма и борьба с его последствиями не оставили равнодушными сторонников И. В. Сталина. В марте 1988 г. в газете «Советская Россия» было помещено письмо преподавательницы из Ленинграда Н. А. Андреевой под заголовком «Не могу поступаться принципами». Антисоциалистическая, по сути, политика гласности и перестройки, по словам автора, заимствована у Запада. Она фальсифицирует историю социалистического строительства, учение марксизма-ленинизма. Андреева прямо призвала защитить Сталина и сталинизм.

Выступления Андреевой и других защитников сталинизма имели под собой определённую социальную основу. Общество оказалось во многом не подготовлено к стремительной и радикальной переоценке ценностей. Обнародование тщательно скрывавшихся фактов вызвало растерянность, душевный надлом даже у представителей более подготовленной к переменам интеллигенции.

Гласность способствовала острому столкновению различных идейных, социальных, политических, национальных, религиозных течений и интересов. Недовольство положением дел в обществе вылилось в конце концов в массовое недовольство той системой организации власти, которая существовала в стране десятки лет и казалась не только незыблемой, но и единственно правильной.

Кроме внутренних проблем, гласность показала людям и Запад с его ценностями, непривычным образом жизни, демократическими традициями. Для многих это было равнозначно открытию окна в мир. Вместе с тем значительная часть населения проникалась печальными настроениями, формировалось ощущение беспросветности собственного существования, обречённости.

Почему, несмотря на политику гласности, часть населения страны была не согласна с реформами, испытывала чувство безысходности?

ПОДВЕДЁМ ИТОГИ

Гласность, превратившаяся из политического лозунга в мощное средство реформирования общества, во многом определила необратимый характер перемен.

Вопросы и задания для работы с текстом параграфа

1. Объясните понятие «гласность». Приведите примеры этого явления.

2. Раскройте роль СМИ в политике гласности.

3. Какие изменения произошли в религиозной политике государства?

4. Охарактеризуйте особенности литературной, кинематографической и театральной жизни страны в эпоху перестройки.

Изучаем документ

ИЗ РЕЗОЛЮЦИИ XIX ВСЕСОЮЗНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ КПСС «О ГЛАСНОСТИ»

Конференция считает, что гласность полностью оправдала себя, её нужно всемерно развивать и дальше… Создать систему постоянного полного информирования трудящихся о положении дел на предприятии, в селе или городе, области, республике, стране, юридически закрепив право граждан, средств массовой информации, трудовых коллективов, общественных организаций получать интересующие их сведения. Чётко определить пределы необходимой секретности… Недопустимо использование гласности в ущерб интересам Советского государства.

Какие противоречия в понимании гласности партийным руководством в СССР отражены в этом документе?

Думаем, сравниваем, размышляем

1. Как вы понимаете тезис «социализм с человеческим лицом»?

2. Познакомьтесь с одним из художественных произведений, упомянутых в параграфе, подготовьте сообщение о нём.

3. Согласны ли вы, что в период перестройки история превратилась в один из важных факторов политической жизни страны? Аргументируйте мнение, что переосмысление истории превратилось в «механизм разрушения исторической памяти народа».

4. Сравните плакаты периода перестройки и советские плакаты 1950—1960-х гг. Что общего в духовной жизни общества в годы «оттепели» и в период перестройки? Какие новые общественные явления нашли своё отражение в плакатном искусстве в конце 1980-х гг.?

5. Почему политика гласности привела к поляризации общественных настроений в СССР?


§40. Социально-экономическое развитие СССР в 1985— 1991 гг.

§41. Перемены в духовной сфере жизни в годы перестройки

§42. Реформа политической системы


Понравилась статья? Поделиться с друзьями: