1. Подготовьте сообщение о деятельности одного из советских педагогов-новаторов 1920—1930-х гг.
Ответ
Станислав Теофилович Шацкий
До 1917 года внёс значительный вклад в организацию детских клубов и детских садов. Дети, проживающие в Бутырской слободе и Марьиной роще, посещали созданный С.Т. Шацким и А.У. Зеленко внешкольное учреждение, носящее название «Дневной приют для приходящих детей», на базе которого осуществляли работу мастерские – слесарная, швейная, столярная, чуть позже при приюте было организовано общество «Сетлемент», осуществляющее просветительскую работу. Структурными компонентами общества являлись: детские клубы, детский сад, начальная школа, ремесленные курсы. Обучение детей строилось на базе получения ими практических знаний и навыков, которые могут быть значимы для них в будущей жизни. Помимо этого, осуществлялся воспитательный процесс – формировались важные личностные качества – товарищество, солидарность, коллективизм. Впервые педагогами было организовано детское самоуправление. В 1911 году открылась детская летняя трудовая колония «Бодрая жизнь», в которой жили дети общества «Детский труд и отдых». Организация физического труда являлась основой работы колонии – дети участвовали в приготовлении пищи, самообслуживании, благоустройстве, выполняли работу в условиях огорода, сада, поля, скотного двора. В свободное от физического труда время проводились игры, чтение книг, беседы, ставились спектакли-импровизации, организовывались музыкальные занятия. Кроме трудового и физического воспитания, работа в колонии решала образовательные задачи – дети получали достаточно полные знания о природе, сельскохозяйственных производствах, у детей формировались трудовые навыки. Кроме педагогической работы, С.Т. Шацкий разрабатывал проблемы дидактики – им подробно изложены вопросы, направленные на уточнение содержания образования в школах, а также организационные аспекты урока как основной формы учебной работы. Принял участие в разработке методов педагогического исследования — подробно изложены особенности использования педагогического эксперимента, наблюдения, опроса.