Раскройте на примерах противоречивый характер советской науки и культуры 1930-х гг.
Ответ
Советская наука и культура 1930-х годов были пронизаны противоречиями, которые отражали широкий контекст социальных, политических и идеологических изменений. Вот несколько примеров противоречий в советской науке и культуре этого периода:
- Идеологическое противоречие:
- Пример: Кампания против «буржуазной науки» и генетики. В начале 1930-х годов, под руководством Трофима Лысенко, в СССР началась кампания против генетики, которая была объявлена «буржуазной наукой». Это создало противоречие между действительной научной методологией и идеологическими требованиями партийного руководства.
- Сдвиг в Культурной Политике:
- Пример: «Социалистический реализм» в искусстве. В искусстве предъявлялись требования к соответствию новому идеологическому курсу — социалистическому реализму. Это привело к ограничению творческой свободы художников, писателей и других творческих личностей.
- Культурная Элита против Широких Масс:
- Пример: Репрессии в отношении интеллигенции. Подавление творческой интеллигенции и представителей культурной элиты в конце 1930-х годов создало противоречие между стремлением поддерживать культурные стандарты и подавлением тех, кто пытался их осуществлять.
- Изменения в Литературе:
- Пример: Дружба с Западными Писателями. В начале 1930-х годов существовала дружба с западными писателями, но после подписания пакта Молотова-Риббентропа в 1939 году, когда Германия напала на Польшу, это привело к разрыву контактов и изменению отношений.
- Ученые в политике:
- Пример: Ученые в политике. Некоторые ученые активно включались в политику, а также сталкивались с идеологическим давлением, что могло сказаться на качестве научных исследований.
- Контроль над СМИ и Интеллектуальной Жизнью:
- Пример: Контроль над СМИ и исследованиями. Государственный контроль над средствами массовой информации и академическими исследованиями создавал противоречие между свободой исследования и контролем правительства.
Эти примеры иллюстрируют сложный характер советской науки и культуры в 1930-х годах, где идеологические требования и ограничения влияли на творческую свободу и научные исследования.