Рынок — благо или зло? Что делает «невидимая рука» рынка? Российская экономика конкурентная или ещё нет?

Obshchestvoznanie. 11kl. _Bogolyubov_2017

Рынок — благо или зло? Что делает «невидимая рука» рынка? Российская экономика конкурентная или ещё нет?

Ответ

Свободный рынок — это благо, к которому стремимся, но никогда не придем, ни мы, ни кто-то другой. Это утопия в прямом смысле слова. Беда в том, то люди по природе корыстны. Это приводит к искажению любой идеальной модели. При свободном рынке — кто-то найдется более ушлый и сколотит состояние, потом начнет скупать конкурентов и получится в лучшем случае олигополия, в худшем — монополия. В результате цены станут контролироваться небольшой группой участников. Это приведет к краху рынка в понимании «свободного рынка». В итоге – рынок благо, дающее возможности всем, но не все ими могут воспользоваться, что разрушает его изнутри.

«Невидимая рука рынка» — популярная метафора, впервые использованная Адамом Смитом в работе Исследование о природе и причинах богатства народов для описания механизма влияния индивидуальных интересов на максимизацию общественного богатства.

Согласно утверждению А. Смита, в экономике свободного рынка отдельные индивиды, руководствуясь собственными интересами, направляются как бы невидимой рукой рынка и их действия поневоле обеспечивают осуществление интересов других людей и общества в целом.

В России ещё не сформировались условия для саморазвития рыночной экономики на основе конкуренции. В плановой, централизованно управляемой экономике СССР создавались крупные производства, которые не вступали в конкурентные отношения. Разгосударствление и приватизация предприятий, упразднение отраслевых министерств привели к хозяйственной самостоятельности крупных производств, но не смогли запустить механизм эффективной конкуренции между ними. Но и с появлением в национальной экономике целого сегмента малых и средних предприятий конкуренция всё же не стала фактором экономического развития.

Одна из причин этого — недостаточная разработка проблем формирования конкурентного рынка в теоретическом и методологическом плаке.


Понравилась статья? Поделиться с друзьями: