География 9 класс, Алексеев А.И. 2019 год
§ 21. Северо-Запад: хозяйство
Что стало основой промышленного роста Санкт-Петербурга. Как экономические связи переориентировались на отечественное сырье. Как изменилось положение Северо-Запада после распада СССР. Каковы особенности сельской местности Северо-Запада.
Что стало основой промышленного роста Санкт-Петербурга?
Начиная знакомиться с Северо-Западом России по картам, вы видели, что основа района — это Санкт-Петербург и его окрестности. Из 7,5 млн жителей района почти 2/3 проживают в Санкт-Петербурге. Калининградская область — анклав — удалена от основной территории России.
Северо-Запад среди всех районов России имеет наибольшую долю городского населения.
Санкт-Петербург был построен Петром I как столица и как крепость на окраине страны, как база русского флота. Устремленность города к морю, особая роль в нем флота подчеркивались даже городской планировкой: архитектурным центром города стало здание Адмиралтейства, где в XVIII в. строились корабли, а затем расположился Морской штаб. От Адмиралтейства расходились три главные улицы Санкт-Петербурга, а шпиль этого здания — «адмиралтейская игла», воспетая Пушкиным, — стал самой высокой точкой города. И его хозяйство с самого начала ориентировалось прежде всего на строительство и обеспечение флота и армии.
Из Архангельска (в начале XVIII в. — главного русского центра судостроения) указом Петра I все плотники были перевезены в Санкт-Петербург, а Архангельский порт на некоторое время был закрыт совсем, чтобы перенаправить купеческие суда из Западной Европы в новую столицу. В Санкт-Петербурге и пригородах строились заводы, производящие вооружение — артиллерийские орудия, взрывчатые вещества, стрелковое вооружение и т. д.
Построенный для связей с внешним миром, Санкт-Петербург в меньшей степени мог привлекать сырье из глубинных районов России. Например, до появления сети железных дорог было в принципе невозможно обеспечить столицу углем из Донбасса. Да и впоследствии перевозка угля морем из Британии была гораздо дешевле, чем по железной дороге с юга Украины. Поэтому промышленность Санкт-Петербурга работала в основном на импортном сырье: английском угле, американском хлопке, шведской железной руде и т. д. А в своем размещении промышленность города привязывалась к морскому побережью (одно из следствий этого — в Санкт-Петербурге до последнего времени не было морских набережных!).

Адмиралтейство
Во времена Российской империи промышленность Санкт-Петербурга ориентировалась на привозное сырье и была приближена к морскому побережью.
Среди промышленных предприятий преобладали государственные или развивающиеся на государственных заказах. Особенностью города было наличие очень крупных предприятий. Главной отраслью было машиностроение: судостроение (прежде всего военное), производство паровозов, станков, электротехнических изделий, артиллерийских орудий и др. Военная продукция составляла большую долю всего производства. Это был самый мощный сгусток предприятий военно-промышленного комплекса в Российской империи.
• ОСНОВОЙ ПРОМЫШЛЕННОГО РОСТА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА СТАЛО РАЗВИТИЕ СУДОСТРОЕНИЯ И ОТРАСЛЕЙ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ АРМИЮ И ФЛОТ.
Как экономические связи переориентировались на отечественное сырье?
После революции 1917 г. и окончания Первой мировой войны экономические связи с Западной Европой почти прекратились. Вначале западные страны объявили СССР бойкот, а затем сам Советский Союз взял курс на построение социализма и начал создавать замкнутую экономику. Это потребовало переориентации всей промышленности на отечественное сырье — донецкий уголь, среднеазиатский хлопок и т. д.
В этот период вокруг Санкт-Петербурга, переименованного в Ленинград, стало создаваться «промышленное окружение». Например, началась добыча бокситов, производство глинозема и выплавка алюминия на базе энергии Волховской ГЭС; освоение апатитовых месторождений в Хибинах (тогда Кольский полуостров входил в состав Ленинградской области) и др. Помимо этого, город выполнял функции «рассадника машиностроения» для всей территории СССР: строилось множество заводов-дублеров или филиалов петербургских предприятий.

Сборка генератора на заводе «Электросила»
После Великой Отечественной войны Ленинград, как и Московский регион, продолжает выполнять функции лидера, промышленность которого осваивает новые виды продукции и новые технологии для их распространения в другие районы. Это касалось как гражданской, так и военной продукции, доля которой в Ленинграде была выше, чем в Москве. Предприятия города выпускали все виды боевых кораблей (от атомных подлодок и крейсеров до боевых катеров и кораблей на воздушной подушке), танки и самоходные орудия, спутники, оптику и т. д. Другая отрасль специализации Ленинграда — производство оборудования для электростанций (энергетическое — турбины и электротехническое — электрогенераторы).
Обеспеченность района металлом улучшилась после строительства крупного завода в Череповце (который для выплавки стали использовал и металлолом ленинградских предприятий). А проблемы энергетики в основном были решены после постройки мощной АЭС (4000 МВт) в городе Сосновый Бор (на южном берегу Финского залива).
• В ЗАМКНУТОЙ СОВЕТСКОЙ ЭКОНОМИКЕ ЛЕНИНГРАД И ЕГО ОКРУЖЕНИЕ, КАК И МОСКОВСКИЙ РЕГИОН, ПЕРЕОРИЕНТИРОВАЛИСЬ НА ОТЕЧЕСТВЕННОЕ СЫРЬЕ И СОХРАНЯЛИ ЛИДЕРСТВО В СТРАНЕ.
Как изменилось положение Северо-Запада после распада СССР?
В советский период большая часть грузов, отправляемых по Балтийскому морю, шла через порты прибалтийских республик — Ригу, Таллин, Клайпеду, Вентспилс (единственный из балтийских портов, к которому был подведен нефтепровод). После распада СССР все эти порты оказались за границей, и за пользование ими нужно довольно дорого платить. Поэтому на российском участке побережья Финского залива началось строительство новых портов. Сейчас самый крупный из них по грузообороту — Приморск, который стал почти таким же нефтеэкспортным портом, как и Новороссийск. В Приморске ежегодно перегружается в танкеры около 100 млн т нефти. К нему подведен нефтепровод от города Кириши, где действует и продолжает расширяться большой нефтеперерабатывающий завод. Приморск расположен к северо-западу от вернувшего свое историческое название Санкт-Петербурга.
Санкт-Петербург продолжает специализироваться на судостроении, военной продукции и производстве оборудования для электростанций.
Другой крупный порт построен в Усть-Луге, на южном берегу Финского залива, он специализируется на перегрузке угля. Кроме нефти и угля, через порты Северо-Запада вывозятся металлы, апатиты, минеральные удобрения, лес.

Кириши. Нефтеперерабатывающий завод
В постсоветский период Санкт-Петербург остался главным центром судостроения России (действует несколько заводов, в основном военных). Сохранилась и вторая отрасль специализации, также общероссийская, — электротехническое и энергетическое машиностроение. До сих пор большая часть электроэнергии на электростанциях России вырабатывается при помощи турбин и генераторов, сделанных в Санкт-Петербурге.
• В ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД НА ОСТАВШЕМСЯ У РОССИИ УЧАСТКЕ ПОБЕРЕЖЬЯ ПОСТРОЕНЫ И СТРОЯТСЯ НОВЫЕ КРУПНЫЕ ПОРТЫ ВЗАМЕН УТРАЧЕННЫХ.
Каковы особенности сельской местности Северо-Запада?
Вне Санкт-Петербурга и его пригородов Северо-Запад похож на Центральную Россию. Это районы оттока населения и обезлюдевшего, постаревшего села, где преобладают очень мелкие населенные пункты. Например, население Псковской области за советский период уменьшилось вдвое. Среднее число жителей в псковской деревне — 35 человек, из которых значительная часть — пенсионеры.
Зональная специализация сельского хозяйства здесь (как и в северной части Центрального района и в Вологодской области) — льно-молочная. Лен очень истощает почву, поэтому его посевы должны повторяться на одном месте не чаще чем раз в 7 лет, а наилучшим образом восстанавливает почвенное плодородие клевер — прекрасный корм для молочного стада. К тому же здесь вдоль многочисленных рек и на лесных полянах при достаточном и даже избыточном увлажнении изобилие естественных кормовых угодий: пастбищ и сенокосов, дающих гораздо более дешевые корма, чем получаемые с пашни. Наличие поблизости крупных городов — потребителей молочной продукции — делает еще более обоснованной молочную специализацию сельского хозяйства. Ее развитие в этой зоне более целесообразно на относительно небольших фермах, «вписанных» в природный ландшафт, отличающийся крайней мозаичностью.
• СЕЛЬСКАЯ МЕСТНОСТЬ СЕВЕРО-ЗАПАДА — ТЕРРИТОРИИ БОЛЬШОГО МИГРАЦИОННОГО ОТТОКА, ПОСТАРЕВШЕГО НАСЕЛЕНИЯ И МАЛЕНЬКИХ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ. СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ — ЛЬНО-МОЛОЧНАЯ.
СТОП-КАДР
Калининградская область
Калининградская область занимает около 1/3 территории бывшей Восточной Пруссии, отошедшей к СССР в 1945 г. на основании решений Ялтинской и Потсдамской конференций (остальные 2/3 территории отошли к Польше).
После распада Советского Союза этот участок российской территории стал анклавом. От основного массива российских земель он отделен Литвой, Латвией и Белоруссией. Это наиболее приближенный к Западной Европе российский регион (от Калининграда до Берлина вдвое ближе, чем до Москвы). Это и наиболее удобная база для рыболовства и торговли в Атлантике: отсюда идти судам до атлантических портов гораздо ближе, чем, например, из Новороссийска. Вблизи Калининграда, в городе Балтийске, находится главная база Балтийского флота.
Калининградская область — самая маленькая по площади из всех областей России. Население области около 950 тыс. человек, в основном русские. Почти половина населения (430 тыс. чел.) сосредоточена в областном центре. Главные отрасли специализации области — рыбная, машиностроительная и целлюлозно-бумажная. Сельское хозяйство представлено молочно-мясным скотоводством, овощеводством, картофелеводством.
Калининградская область известна и как «янтарный край»: здесь находится единственный в мире карьер по добыче янтаря. Его запасы исчисляются сотнями тысяч тонн — более 90 % мировых.
Очень популярное место отдыха — Вислинская и Куршская песчаные косы. Это длинные узкие полоски суши, отделяющие заливы от открытого моря. Песчаные дюны здесь закреплены лесными насаждениями; между шумящим прибоем моря и спокойной гладью залива возник живописнейший рукотворный ландшафт. Куршская коса длиной около 100 км и шириной от 400 м до 4 км, разделенная между Россией и Литвой, объявлена памятником Всемирного природно-культурного наследия.

Куршская коса
Главный «ресурс» области — это ее экономико-географическое положение на стыке разных стран Европы. Усилить это преимущество можно за счет развития транспортной инфраструктуры: строительства новых автодорог, паромных переправ, аэропортов. Морские порты области могут обслуживать потребности не только России, но и Белоруссии и Польши. Поэтому основное направление развития Калининградской области — расширение ее контактных функций, выполнение роли «моста» Восток — Запад.
Это я знаю
1. Верны ли следующие утверждения о Северо-Западе?
А) Население и хозяйство Северо-Запада сконцентрировано в Санкт-Петербурге и его окрестностях.
Б) Отличительная черта Северо-Запада — выгодное положение по отношению к торговым путям.
1) Верно только А;
2) верно только Б;
3) оба верны;
4) оба неверны.
4. С чего начинало развиваться хозяйство Санкт-Петербурга? Почему?
6. Какие отрасли хозяйства развиты в Калининградской области?
Это я могу
Северо-Запад | ||
Преимущества географического положения | Проблемы | Перспективы и направления развития |