2. Систематизируйте материал о реформах, создав в тетради таблицу «Либеральные реформы 1860—1870-х гг.» (необходимо указать название реформы, её основное содержание, значение).
Ответ
название реформы основное содержание значение реформы
крестьянская реформа крестьяне становятся лично свободными, приобретают личные, имущественные и политические права. Земля предоставляется крестьянской общине. Размер надела устанавливается государством и регулируется уставными грамотами. Крестьянин выплачивает помещику выкуп или выкупные платежи государству. Реформа открыла путь новым экономическим отношениям, способствовала созданию рынка свободной рабочей силы. Она не решила проблему малоземелья. Сохранялся сословный строй общества. Реформа носила компромиссный характер.
земская реформа создание в уездах и губерниях новых выборных органов управления — земств Вокруг земств сгруппировалась наиболее энергичная, демократически настроенная интеллигенция. Земства занимались улучшением местной жизни
городская реформа введение в стране всесословных органов самоуправления — городских дум городская реформа способствовала приобщению широких слоёв населения к решению вопросов управления. Это служило предпосылкой для формирования в России гражданского общества и правового государства.
судебная реформа Были созданы три типа судов: мировой суд, окружной суд и судебная палата. Мировой суд рассматривал мелкие уголовные и гражданские дела. Рассмотрение уголовных дел происходило с участием двенадцати присяжных заседателей. Реформа устанавливала гласность судебных процессов. Устанавливалась состязательность сторон судебная реформа являлась наиболее демократичной и последовательной
военная реформа созданы военные гимназии. Создавались низшие юнкерские училища. введение в 1874 г. всеобщей воинской повинности. Общий срок службы для сухопутных войск устанавливался в 15 лет. В армии отменены телесные наказания, улучшено питание, переоборудованы казармы, вводилось обучение солдат грамоте. перевооружение армии и флота. Изменялась система боевой подготовки. страна делилась на военные округа Россия получила массовую армию, соответствовавшую требованиям времени. Значительно усилилась боеспособность войск.
реформа образования учебные заведения могли открывать общественные учреждения и частные лица. всесословное образование, появление женского образования. Средними учебными заведениями с 1864 г. становились гимназии двух типов формирование всесословного доступного образования.