§ 1. Учимся с «Полярной звездой»
География 9 класс, Алексеев А.И. 2019 год

Регионы России
§ 1. Учимся с «Полярной звездой»
Дорогие друзья!
В 9 классе вы продолжите изучение географии России. В 8 классе вы изучали отдельные сферы географической оболочки на территории нашей страны: рельеф, климат, растительность, почвы и др., а также отдельные стороны жизни российского общества: из кого оно состоит (население) и чем занимается (хозяйство). Рассматривали вы и природно-хозяйственные зоны нашей страны.
Но Россия слишком большая страна, чтобы можно было изучить ее только в целом. На самом деле Россия не просто страна, а «страна стран». Она состоит из сложившихся ГЕОГРАФИЧЕСКИХ РАЙОНОВ, каждый из которых имеет свои особенности природы, освоения территории, исторического и экономического развития, состава населения и его культуры. В 9 классе в течение всего года вы будете изучать РАЙОНЫ РОССИИ, чтобы в итоге у вас сложился образ нашей страны не только в целом, но и в многообразии ее районов.
Готовимся к экзамену
Слово «экзамен» в переводе с латинского означает «испытание». Российские школьники в 9 классе сдают два обязательных экзамена (русский язык и алгебра) и два экзамена по своему выбору. Одним из экзаменационных предметов, которые сдают по выбору, может стать география. Продумайте свою программу подготовки — это будет ваш личный настоящий (не тренировочный) проект.
Какие знания и умения будут проверять на экзамене по географии
• Знание географических названий и фактического материала.
• Умение определять географические координаты, направления, расстояния.
• Умение определять различия в поясном времени территорий.
• Умение читать карту (находить и показывать на карте страны, столицы и другие географические объекты, а также области распространения географических процессов и явлений; уметь описывать их географическое положение по карте).
• Знания о компонентах природы, населении и хозяйстве.
• Умение сравнивать географические объекты и территории.
• Умение определять географические объекты по их краткому описанию.
• Умение объяснять связи между компонентами природного комплекса, отраслями хозяйства, районами, странами мира.
• Умение объяснять влияние природных условий на человеческую деятельность и ее воздействие на природу; понимать суть экологических проблем.
• Умение применять простейшие приемы анализа статистических данных.
Что понадобится для эффективной организации работы
• Составьте удобный для себя график занятий — через 2—3 недели вы увидите, действительно ли он подходит, или же его стоит скорректировать.
• Составьте список необходимой литературы, в который обязательно должны входить учебники предыдущих классов. Другие пособия (в том числе электронные) включайте в список в зависимости от их наличия. Не забывайте про словари в Интернете.
• Экзамен по географии вы будете сдавать в письменной форме, и, скорее всего, он будет содержать тестовые задания. Образцы таких заданий есть в ваших учебниках. Однако очень полезно иметь специальные сборники тренировочных заданий. Например, издательство «Просвещение» выпустило книги: Барабанов В. В., Дюкова С. Е., Перлов Л. Е. География: Сборник заданий для проведения экзамена в 9 классе; Смирнова М. С. География: Сборник заданий для проведения промежуточной аттестации. Большую помощь окажут четыре сборника заданий и упражнений серии «Шаг за шагом к пятерке»: «География Земли» для 6 и для 7 классов и «География России» для 8 и для 9 классов авторов Баранчикова Е. В. и др. Можно использовать некоторые задания из контрольных измерительных материалов по географии для Единого государственного экзамена.
• Заранее подготовьте тетрадь, блокнот, стопку черновиков, ручки, цветные карандаши или фломастеры, а также таймер. Очень желательно — набор контурных карт. Храните это все в одном месте. Если вы хотите работать на компьютере, тоже заранее создайте нужные папки и дайте им названия, удобные для быстрого поиска (или вынесите ярлыки на рабочий стол).
• Обязательно разберитесь, как устроено пособие, которое будете использовать, какие виды заданий оно содержит. Например, некоторые задания требуют выбора верного ответа из четырех предложенных вариантов; другие требуют записать ответ в виде числа или буквы; третьи предусматривают развернутый ответ и т. д.
Какой способ подготовки к экзамену выбрать
Способ подготовки определяется вашим личным выбором. Например, можно на каждом занятии половину времени отвести на повторение, а половину — на тренировку выполнения заданий. Можно чередовать повторение и тренировку — через раз или по темам и т. д. Прислушайтесь к нашим полезным советам:
• Для повторения используйте маршрут «Легкий экзамен» начиная с учебника 6 класса; опирайтесь на алгоритмы деятельности рубрики «Шаг за шагом».
• Проконсультируйтесь у учителя, нужно ли будет на экзамене оформлять ответ на бланках установленного образца. В этом случае попросите форму и тренируйтесь, используя бланк.
• Если вы не справились с каким-то заданием, повторите материал соответствующей темы и попробуйте выполнить похожее задание еще раз.
• При тренировке внимательно читайте задание. Не торопитесь сразу записывать ответ. Сначала убедитесь, что вы это знаете.
• Договоритесь с товарищем о нескольких совместных занятиях. На это время запланируйте перекрестную проверку знания карты и географических названий. Однако в основном занятия требуют самостоятельной работы.
• Не забывайте, что географическая карта — ваша главная шпаргалка!
Начинайте работать уже сегодня! Оцените себя, выполнив тестовые задания:
1. На какой из перечисленных территорий России наиболее вероятны землетрясения:
а) Кольский полуостров;
б) Чукотка;
в) Валдайская возвышенность?
2. Для какого типа умеренного климата характерны самые низкие зимние температуры:
а) муссонного;
б) умеренно континентального;
в) резко континентального?
3. Выберите верный ответ. Неблагоприятное воздействие на природу оказывает:
а) создание лесополос в степной зоне;
б) осушение болот в верховьях рек;
в) укрепление оврагов.
4. Верны ли следующие утверждения о животном мире?
А) Кенгуру и ехидны обитают только в Австралии.
Б) Кенгуру и ехидны обитают в Австралии и на юге Африки.
1) Верно только А;
2) верно только Б;
3) оба верны;
4) оба неверны.