Учимся с «Полярной звездой» 3

География 9 класс, Алексеев А.И. 2019 год

§ 10. Учимся с «Полярной звездой» (3)


Анализируем проблему

О, сколько нам открытий чудных

Готовят просвещенья дух

И опыт, сын ошибок трудных,

И гений, парадоксов друг,

И случай, бог изобретатель…

А. С. Пушкин

Работа с материалом параграфа — это фактически ваша географическая исследовательская практика. Она поможет вам научиться работать с различными источниками информации, познать радость исследовательской деятельности, проявить творческий подход, смекалку, энтузиазм, принять участие в решении реальных географических проблем. Вы будете заниматься ею в форме учебных проектов, подготовки рефератов, дискуссий, докладов и презентаций.

Особенность географической исследовательской практики в том, что это ваш личный труд, ваш личный результат, ваш личный успех. Работу вы будете выполнять самостоятельно или в группе с товарищами, что не исключает, конечно, консультаций с преподавателями, родителями, специалистами. Каждый из вас обладает какими-либо способностями. География в этом отношении открывает большие возможности для тех, кто склонен к логическому мышлению, кто обладает чувством прекрасного, стремится найти ответы на поставленные вопросы.

В работе с информацией, как вы уже знаете, важно уметь правильно читать, т. е. работать с текстом. Познакомьтесь со схемой — это ваш помощник:

Учимся с «Полярной звездой» 3

Первой географической практикой для вас будет попытка анализа проблемы на основе составления тезисов (тезисы — положения, утверждения, выводы), выписок основных суждений ученых.

Вспомните, как важно правильно организовать работу. Приступая к изучению проблемы, необходимо:

1) определить для себя конечные цели и задачи;

2) выделить время и попытаться как можно глубже осмыслить проблему;

3) подобрать источники информации, которые могут быть вам полезны;

4) обработать информацию в соответствии с поставленной задачей. Это означает, что на основе изучения разных материалов и собственных мыслей вы оформляете итоговый материал.

Анализ проблемы «Как обеспечить экологическую безопасность России»

Внимание! Ваш маршрутный лист исследователя: составление тезисов и решение.

1. Подберите 2—3 текста по заявленной проблеме. Используйте, кроме учебника, тематические картотеки библиотек и поисковые системы Интернета.

2. Составьте тезисы выбранных вами научных статей с указанием автора, названия статьи, названия источника (журнал, сайт и т. д.).

Внимание! Тезисы могут быть составлены целиком из авторских высказываний (суждений), и тогда они пишутся в кавычках с указанием страниц, в виде прямых цитат. Если тезисы излагаются вами, тогда они формулируются свободно. В качестве помощника используйте таблицу — в ней указаны глаголы, которые могут вам пригодиться.

анализирует высказывает мнение делает вывод излагает не разделяет точку зрения обсуждает объясняет определяетотстаивает
сообщает ссылается считает пишет повторяет предлагает предполагает
полагает подтверждает решает проблему убеждает указывает уверяет уточняет

3. Выясните, что объединяет авторов указанных статей по решению исследуемой проблемы.

4. Отметьте, как авторы предлагают решить проблему.

5. Проведите перекрестную дискуссию по заявленной проблеме.

Внимание! Перекрестная дискуссия — это разговор с самим собой, который помогает увидеть проблему с двух сторон и, следовательно, избежать одностороннего суждения.

С этой целью попытайтесь выступить в двух амплуа: сторонника и противника. В качестве помощника используйте форму таблицы:

Как обеспечить экологическую безопасность России
Аргументы заАргументы против
Моя позиция: краткое обоснование на основе полученных выводов

6. Заполните таблицу и приложите к подготовленным тезисам.

ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНУ: ЭКСПРЕСС-КОНТРОЛЬ

1. Выберите верные утверждения, характеризующие Восточно-Европейскую равнину.

а) В основании равнины лежит древняя докембрийская платформа;

б) большая часть территории равнины располагается в области резко континентального климата;

в) северная часть равнины подвергалась древнему оледенению;

г) реки имеют преимущественно снеговое питание;

д) природные зоны сменяются с севера на юг от тундры до степей;

е) на территории равнины самая большая плотность населения в России.

2. Выберите верный ответ. На Западно-Сибирской равнине преобладает:

а) тайга; б) смешанные леса; в) тундра.

3. Выберите верный ответ. Река Обь протекает по территории:

а) Восточно-Европейской равнины;

б) Среднесибирского плоскогорья;

в) Западно-Сибирской равнины.

4. Выберите верные утверждения, характеризующие природу Урала.

а) Западный и восточный склоны равномерно увлажнены;

б) Уральские горы имеют небольшую высоту;

в) Урал состоит из нескольких горных цепей, протянувшихся параллельно в меридиональном направлении;

г) Урал богат полезными ископаемыми;

д) вершины Уральских гор покрыты ледниками.

5. Выберите верный ответ. Крайняя северная континентальная точка России расположена на полуострове:

а) Ямал; б) Кольском; в) Таймыр; г) Чукотском.

6. Выберите верные утверждения, характеризующие Северо-Восточную Сибирь.

а) Здесь находится полюс холода Северного полушария;

б) это территория, приуроченная к области кайнозойской складчатости;

в) здесь повсеместно распространена многолетняя мерзлота;

г) природные зоны сменяются с севера на юг от тундры до лесной зоны;

д) это золотоносная провинция России;

е) эта территория слабо заселена.

7. О каком из природных районов идет речь?

Молодое горное сооружение образовалось в альпийскую складчатость. Здесь находятся самые высокие вершины в России. Ярко выражена высотная поясность. В горах имеются крупные месторождения полиметаллических руд.

8. Выберите верный ответ. Действующие вулканы есть на территории:

а) Чукотки; б) Алтая; в) Урала; г) Камчатки.

9. Установите соответствие между объектами Всемирного природного наследия России и территорией, где они расположены.

1. Долина гейзеров.

2. Алтай — Золотые горы.

3. Озеро Байкал.

4. Центральный Сихотэ-Алинь.

A. Алтай.

Б. Приморский край.

B. Камчатка.

Г. Юг Восточной Сибири.

10. Установите соответствие между реками и территориями, по которым они протекают.

1. Терек.

2. Северная Двина.

3. Иртыш.

4. Уссури.

A. Восточно-Европейская равнина.

Б. Западно-Сибирская равнина.

B. Дальний Восток.

Г. Северный Кавказ.


Понравилась статья? Поделиться с друзьями: