География 9 класс, Алексеев А.И. 2019 год
§ 10. Учимся с «Полярной звездой» (3)
Анализируем проблему
О, сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, бог изобретатель…
А. С. Пушкин
Работа с материалом параграфа — это фактически ваша географическая исследовательская практика. Она поможет вам научиться работать с различными источниками информации, познать радость исследовательской деятельности, проявить творческий подход, смекалку, энтузиазм, принять участие в решении реальных географических проблем. Вы будете заниматься ею в форме учебных проектов, подготовки рефератов, дискуссий, докладов и презентаций.
Особенность географической исследовательской практики в том, что это ваш личный труд, ваш личный результат, ваш личный успех. Работу вы будете выполнять самостоятельно или в группе с товарищами, что не исключает, конечно, консультаций с преподавателями, родителями, специалистами. Каждый из вас обладает какими-либо способностями. География в этом отношении открывает большие возможности для тех, кто склонен к логическому мышлению, кто обладает чувством прекрасного, стремится найти ответы на поставленные вопросы.
В работе с информацией, как вы уже знаете, важно уметь правильно читать, т. е. работать с текстом. Познакомьтесь со схемой — это ваш помощник:

Первой географической практикой для вас будет попытка анализа проблемы на основе составления тезисов (тезисы — положения, утверждения, выводы), выписок основных суждений ученых.
Вспомните, как важно правильно организовать работу. Приступая к изучению проблемы, необходимо:
1) определить для себя конечные цели и задачи;
2) выделить время и попытаться как можно глубже осмыслить проблему;
3) подобрать источники информации, которые могут быть вам полезны;
4) обработать информацию в соответствии с поставленной задачей. Это означает, что на основе изучения разных материалов и собственных мыслей вы оформляете итоговый материал.
Анализ проблемы «Как обеспечить экологическую безопасность России»
Внимание! Ваш маршрутный лист исследователя: составление тезисов и решение.
1. Подберите 2—3 текста по заявленной проблеме. Используйте, кроме учебника, тематические картотеки библиотек и поисковые системы Интернета.
2. Составьте тезисы выбранных вами научных статей с указанием автора, названия статьи, названия источника (журнал, сайт и т. д.).
Внимание! Тезисы могут быть составлены целиком из авторских высказываний (суждений), и тогда они пишутся в кавычках с указанием страниц, в виде прямых цитат. Если тезисы излагаются вами, тогда они формулируются свободно. В качестве помощника используйте таблицу — в ней указаны глаголы, которые могут вам пригодиться.
анализирует высказывает мнение делает вывод излагает не разделяет точку зрения обсуждает объясняет определяет | отстаивает сообщает ссылается считает пишет повторяет предлагает предполагает | полагает подтверждает решает проблему убеждает указывает уверяет уточняет |
3. Выясните, что объединяет авторов указанных статей по решению исследуемой проблемы.
4. Отметьте, как авторы предлагают решить проблему.
5. Проведите перекрестную дискуссию по заявленной проблеме.
Внимание! Перекрестная дискуссия — это разговор с самим собой, который помогает увидеть проблему с двух сторон и, следовательно, избежать одностороннего суждения.
С этой целью попытайтесь выступить в двух амплуа: сторонника и противника. В качестве помощника используйте форму таблицы:
Как обеспечить экологическую безопасность России | |
Аргументы за | Аргументы против |
Моя позиция: краткое обоснование на основе полученных выводов |
6. Заполните таблицу и приложите к подготовленным тезисам.
ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНУ: ЭКСПРЕСС-КОНТРОЛЬ
1. Выберите верные утверждения, характеризующие Восточно-Европейскую равнину.
а) В основании равнины лежит древняя докембрийская платформа;
б) большая часть территории равнины располагается в области резко континентального климата;
в) северная часть равнины подвергалась древнему оледенению;
г) реки имеют преимущественно снеговое питание;
д) природные зоны сменяются с севера на юг от тундры до степей;
е) на территории равнины самая большая плотность населения в России.
2. Выберите верный ответ. На Западно-Сибирской равнине преобладает:
а) тайга; б) смешанные леса; в) тундра.
3. Выберите верный ответ. Река Обь протекает по территории:
а) Восточно-Европейской равнины;
б) Среднесибирского плоскогорья;
в) Западно-Сибирской равнины.
4. Выберите верные утверждения, характеризующие природу Урала.
а) Западный и восточный склоны равномерно увлажнены;
б) Уральские горы имеют небольшую высоту;
в) Урал состоит из нескольких горных цепей, протянувшихся параллельно в меридиональном направлении;
г) Урал богат полезными ископаемыми;
д) вершины Уральских гор покрыты ледниками.
5. Выберите верный ответ. Крайняя северная континентальная точка России расположена на полуострове:
а) Ямал; б) Кольском; в) Таймыр; г) Чукотском.
6. Выберите верные утверждения, характеризующие Северо-Восточную Сибирь.
а) Здесь находится полюс холода Северного полушария;
б) это территория, приуроченная к области кайнозойской складчатости;
в) здесь повсеместно распространена многолетняя мерзлота;
г) природные зоны сменяются с севера на юг от тундры до лесной зоны;
д) это золотоносная провинция России;
е) эта территория слабо заселена.
7. О каком из природных районов идет речь?
Молодое горное сооружение образовалось в альпийскую складчатость. Здесь находятся самые высокие вершины в России. Ярко выражена высотная поясность. В горах имеются крупные месторождения полиметаллических руд.
8. Выберите верный ответ. Действующие вулканы есть на территории:
а) Чукотки; б) Алтая; в) Урала; г) Камчатки.
1. Долина гейзеров.
2. Алтай — Золотые горы.
3. Озеро Байкал.
4. Центральный Сихотэ-Алинь.
A. Алтай.
Б. Приморский край.
B. Камчатка.
Г. Юг Восточной Сибири.
10. Установите соответствие между реками и территориями, по которым они протекают.
1. Терек.
2. Северная Двина.
3. Иртыш.
4. Уссури.
A. Восточно-Европейская равнина.
Б. Западно-Сибирская равнина.
B. Дальний Восток.
Г. Северный Кавказ.